Тенденция, однако
На пути сохранения авангардной архитектуры есть сложности как объективные, так и мировоззренческие. Она часто построена из не самых долговечных материалов и труднее приспосабливается под актуальные нужды, чем постройки более старые. Квартиры в конструктивистских жилмассивах крайне неудобные, настолько, что на рынке недвижимости считаются товаром почти неликвидным. С фабриками еще сложнее, так как их большие пространства почти невозможно использовать таким образом, чтобы окупать затраты на реставрацию.
Идеальный вариант для памятника промышленной архитектуры — продолжать выполнять изначально заложенную в нем функцию. Фабрика AEG Петера Беренса в Берлине продолжает функционировать, и в этом залог ее сохранности.
Однако технологии быстро развиваются, производства перемещаются по миру в поисках более дешевой рабочей силы, так что очень часто случается, что фабричные постройки приходят в запустение. В таком случае самый удачный вариант судьбы для них — это превращение или в большую культурную площадку, или в то, что часто называют креативным пространством, то есть место, где сдают офисы компаниям, чья деятельность имеет творческую направленность, а заодно организуют выставки, лекции и прочие культурные мероприятия второго порядка. Так, например, живет знаменитая фабрика Van Nelle в Роттердаме: вы можете снять в ней рабочее помещение или площадку для проведения мероприятия. Не считая того, что несколько раз в неделю местные архитекторы проводят экскурсии по фабрике, рассказывая про шедевр 1930–х годов.
То же «Красное знамя», несомненно, могло бы занять какую–то похожую нишу. Потребовались бы бюджетные вложения или уж по крайней мере деятельное участие и поддержка городского правительства. Пришлось бы искать более творческих предпринимателей, которые занимались бы проектом не только ради прибыли, но и для удовлетворения более сложных амбиций, предоставлять им льготы и помогать. Словом, трудно, но можно найти выход.
Основное препятствие состоит в том, что в Петербурге нет ясного понимания необходимости его искать. Шедевры вроде «Красного знамени» и «Красного гвоздильщика» (водонапорная башня канатного цеха завода «Красный гвоздильщик», построенная по проекту Якова Чернихова) сохраняют скорее «на галочку», не любя по–настоящему. У нас так повелось, что архитектурой принято считать то, что было до 1917 года, а все дальнейшее мы видим как памятники трудным временам.
Сталинскую застройку мы жалуем еще кое–как, да и то потому, что она похожа чем–то на имперскую. Оно и понятно, в XX веке город пережил такие трагедии и лишения, что погружение в миф о золотом и серебряном веках стало универсальной самозащитой. Все настоящее и хорошее осталось там, до революции, а все что после — досадная ошибка и недоразумение, и хорошо бы вовсе все это отменить.
В части книжной культуры или, скажем, живописи такое представление о ходе времени постепенно рассеивается, а вот в архитектуре оно оказалось наиболее прочным. В результате мы не только теряем ценнейшие памятники. Низкое качество современной архитектуры и неумение организовать городскую среду так, чтобы людям было в ней комфортно, — тоже следствие непринятия огромного пласта навыков и знаний, рожденных XX веком.
Впрочем, дело обстоит далеко не безнадежно. Ленинград вовсе не был в числе отстающих по части авангарда, жившие здесь Казимир Малевич и Яков Чернихов известны архитектурной Европе куда лучше, чем Воронихин или Кваренги. Нам есть и что беречь, и у кого учиться.
Если Петербург был экспериментом по выращиванию в России европейской культуры, то авангард в живописи и архитектуре стал его окончательным успехом. Его стоило бы поднимать на все флаги государственной пропаганды, изучать так же внимательно и ревностно, как итальянцы в школе заучивают «Божественную комедию» Данте.
Эрмитаж гордится присутствием в своей коллекции «Черного квадрата», но за пределами музейных стен мы продолжаем относиться к прославившей нас на весь мир эпохе с брезгливым равнодушием. «Красное знамя» — не единственное, что мы можем потерять в ближайшее время. Ровным рядом домов бизнес–класса уже обносится фабрика «Красный гвоздильщик», на территории стадиона «Динамо» на Крестовском острове тоже уже начато строительство элитного жилья.
В конце концов примирение с XX веком неизбежно. Мы рано или поздно научимся любить подстанцию Эриха Мендельсона и водонапорную башню Чернихова так же, как мы любим Адмиралтейство или Мраморный дворец. Главное, чтобы та и другая дожили в целости и сохранности до той счастливой поры.