Район в районе:
Калининский как зеркало русской урбанистики
На карте Петербурга трудно найти другой столь же разнородный по своим свойствам район, как Калининский. В его новейшей истории отразилось все своеобразие современного развития наших городов
Как известно, Петербург родился сразу городом, как Минерва, вышедшая из головы Юпитера в полном облачении. Изначально его форма виделась концентрической по русскому обычаю, но потом в основу легли прямые линии. И все же традиции, как ни странно, свое отыграли. Уже в советское время.
Спальные районы стали опоясывать центр города по типу слобод. На месте старых поселений возникали многоэтажные постройки. Здесь же росли и промышленные предприятия. Ленинград представлял собой индустриально-жилую агломерацию, которую и оставил в наследство новому Петербургу. Спальные районы хороши своей инфраструктурой. Здесь добротно, по-советски создавались жилые «гнезда» с детскими садами, школами, универмагами, транспортом и т.д. По сути, в таком случае единственным минусом становилась высокая плотность населения, что, впрочем, для любого мегаполиса является нормой.

Каждый район города развивался по-особенному. Но Калининский оказался самым своеобразным.
«Борьба» севера и юга
Калининский район считается одним из наиболее старинных в городе. Еще во времена Петра его стали обживать немцы. Были здесь и аборигены прежних времен. Потом интерес к нему проявили аристократы и промышленники. В итоге район разделился на север и юг. Южная часть, тяготея к центру, стала наиболее развитым промышленным районом города. Здесь сосредоточены крупные заводы и оборонные предприятия. Север с немецкой Гражданкой превратился в спальный район, где академики соседствовали с пролетариями, сохраняя некий территориальный нейтралитет. Около станций метро «Гражданский проспект» и «Академическая» шло оживленное строительство до начала 2000-х. Но места здесь почти не осталось. Поэтому девелоперам волей-неволей пришлось обратить взгляд на юг, на серый пояс.
Уплотнительная застройка
Современное градостроительство, по сути, коррекционное: таких фундаментальных планов развития, как при Петре, да и как в СССР, сейчас нет. Девелоперам выделяют пятна под застройку, ставят отдаленные задачи по созданию социальной инфраструктуры и транспортной сети. Городская периферия, по сути, отдается на откуп строителям. В итоге в любом месте могут возникнуть районы с уплотнительной застройкой. Как это и случилось в Калининском районе. На пятачке между Кушелевской дорогой, проспектом Маршала Блюхера, железной дорогой и Кондратьевским проспектом живет порядка 30 тыс. человек. Это один из самых высоких показателей по городу. И это даже не Мурино. Это Малая Кушелевка. На месте деревеньки сейчас строится с десяток жилых многоэтажных комплексов. Еще не так давно эта территория воспринималась как серая, промышленная зона, ранее принадлежавшая Министерству обороны. Здесь находились Петербургский окружной склад огнестрельных припасов и Артиллерийская лаборатория.

На примере этой застройки в Калининском районе наглядно видны перспективы редевелопмента промышленных территорий, расположенных достаточно близко к центру, которые долгое время не были вовлечены в хозяйственный оборот. Сегодня в разной степени готовности — от проекта до завершенного и сданного в эксплуатацию дома — здесь находится более 20 жилых комплексов.

Факторами, привлекающими покупателей в этом районе, являются в первую очередь относительная близость к метро, хорошая транспортная доступность, расположение по соседству инфраструктурно сложившихся кварталов. Немалым плюсом для развития района стал построенный ТРК «Европолис», который дополнительно обеспечил район торговлей и развлечениями.
Отличное от отличного
Последние 5-8 лет Калининский район очень бурно развивается за счет активного строительства в южной части. За 9 месяцев 2018 года здесь было введено в эксплуатацию 163,8 тыс. м2 жилья, что на 12,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это позволило району войти в тройку лидеров по городу по объемам жилого строительства.

Сейчас на локацию рядом с проспектом Маршала Блюхера приходится, по данным экспертов, около 4% всех сделок с новостройками в Петербурге. Но даже в этом районе не все так однозначно.

Калининский, как уже отмечалось выше, крайне разнороден. Если вдоль Кушелевской дороги негде яблоку упасть, то чуть подальше — между Кондратьевским и Металлистов — будто остановилось время. Здесь новостроек почти нет. И даже особо не предвидится — район застроен еще при советской власти. Зато есть вся инфраструктура — жизнь тут сложилась — от детских садов и школ до магазинов шаговой доступности и уютных кафе. Одним из немногих счастливчиков, сумевших получить тут место, стала компания «Л1». Жилой комплекс «Маршал» от компании «Л1» изначально строился обособленно, в глубине квартала, на отдалении от проспекта Маршала Блюхера и других оживленных магистралей района.
Кроме основных плюсов локации у «Маршала» есть и еще одно преимущество — удобство парковки. Для многих это уже роскошь. В плотно застроенных кварталах даже внутри дворов возникают пробки, а уж поставить машину — настоящая проблема. В «Маршале» постарались этого избежать, в том числе за счет строительства охраняемого подземного паркинга на 223 машино-места, а также наземного на 125 мест. Отсутствие поблизости других новостроек и закрытая территория — еще один плюс к тому, что парковочное место не будет занято.
Справка о ЖК «Маршал»
Строительный адрес: пр. Металлистов, 117, стр. 1
Тип дома: кирпич-монолит
Класс жилья: комфорт
Территория: закрытая
Этажность: 16-17 этажей
Высота потолков: 2,6 м
Отделка: предчистовая, чистовая
Сроки сдачи: IV квартал 2018 год
Инвестиции и локации
Приобретая квартиру в новостройке, даже те, кто собирается жить в ней сам, задумываются об ее инвестиционной привлекательности.

По данным ежемесячного мониторинга сайта «Делового Петербурга» совместно с федеральной системой бронирования «Нмаркет.ПРО», в сентябре 2018 года средняя реальная цена продажи в новостройках в районе проспекта Маршала Блюхера составила 106,3 тыс. рублей за 1 м2, увеличившись на 1,15% по сравнению с августом 2018 года. Дешевого предложения в этой локации почти не остается — чтобы это понять, достаточно взглянуть на среднюю цену продажи еще в январе 2018 года, которая составляла 77,5 тыс. рублей за 1 м2. Не стоит забывать, что стоимость квадратного метра зависит от стадии строительства, от того, с отделкой сдается квартира или нет. В ЖК «Маршал», например, сейчас стоимость квадратного метра варьируется от 90 тыс. до 116 тыс. м2. «В локации это одно из наиболее привлекательных ценовых предложений, особенно с учетом того, что дом готовится к сдаче», — отмечают в компании «Л1».
В будущем стоимость жилья здесь будет расти, считают эксперты. В первую очередь на это повлияет развитие транспортной инфраструктуры. В частности, планируется пробивка проспекта Маршала Блюхера дальше на север, строительство крупной развязки на его пересечении с Кушелевской автодорогой. Но самые большие надежды возлагают девелоперы на строительство продолжения Красносельско-Калининской ветки метро в Полюстрово и дальше на Бестужевскую улицу. «В мегаполисах близость к метро всегда является неоспоримым преимуществом, — отмечают в «Л1». — Поэтому появление новых станций приведет к повышению цены на недвижимость в этой локации. Это делает квартиры здесь более инвестиционно привлекательными».

И хотя метро обещают здесь только к 2030-м годам, но территорию будущей застройки девелоперы почти всю поделили уже сейчас. Потому что преимущества этой локации для них очевидны.
Текст: Мария Мокейчева.
Фото: Ермохин Сергей, Л1, .