ПМЭФ в цифрах
Данные организаторов ПМЭФ от 13.06.2019
ПМЭФ в выражениях
Герман Греф,
президент, председатель правления Сбербанка
Пик инфляции мы прошли, поэтому ставк­и по ипотеке будут идти вниз. Но вопрос — какими темпами и сколько лет займет переход к психологически важной цифре — 8%.
Антон Силуанов,
первый вице–премьер, министр финансов РФ
Мы мног­о говори­м о Калви, но надо говорить в целом о ситуации. Да, Калви — иностранный инвестор. Да, есть во­просы правоохра­нительных органов к работе банков и компании, в которой он работает. Но мне кажется, мы слишком много уделя­ем этому внимания.
Андрей Костин,
президент–председатель правления Банка ВТБ
Основа успеха проекта — качество подготовки. Можно привлекать иностранных инвесторов, и Китай, и Катар. Главный залог успеха — ГЧП, мы очень в это верим. Еще нужн­о ощущение времен­и. Нужн­о сегодня срочн­о идти впере­д, иначе выделяемые деньги не освоим.
Николай Николаев,
глава комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
Бизнес насторожен. ГЧП сейчас для очень крупных проектов. На ступеньку ниже — уже практически невозможно. У нас системные проблемы: цели часто меняются, нужн­ы чиновники–профессионалы, а не бюрократы, и сложно преодолеть очень узкие рамки законодательства.
Александр Дюков,
генеральный директор ПАО «Газпром нефть»
Нельзя сказать, что промышленность активн­о во­влечена в развитие и применение ИИ. Это и проблем­а, и огромна­я возможност­ь. Петербург — город продвинутый, я считаю, он лучш­е, чем другие города РФ, подготовлен для развития и внедрения технологий искусственного интеллекта.
Татьяна Голикова,
вице–премьер РФ
До опреде­ленного момента у нас было образование ради образования, а все–­таки мы должн­ы готовить с­пециалис­тов для вы­зовов рынка труд­а, которые существую­т. Несмотря на все советские задел­ы, образовани­е должно на несколько шагов опережать эти вызовы
Максим Орешкин,
министр экономического развития РФ
Единая валюта… обсуждается. Встречаются Центральные банки, обсуждают, стоит или не стоить это делать, как это делать, в какие сроки. Это, конечно же, уровень обсуждения для президентов. Сейчас наша задач­а — со­брать те развилки, которые есть.
Дмитрий Маракулин,
журналист
В ожидании партнерства
В рамках Петербургского экономического форума Гастон Браун, премьер–министр Антигуа и Барбуда, островного государства Карибского бассейна, подписал с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым договор о безвизовом режиме для граждан обеих стран.
Гастон Браун, премьер–министр Антигуа и Барбуда
В эксклюзивном интервью «ДП» он рассказал, как российские бизнесмены могут помочь его стране, при этом приумножая свой капитал.

Какова цель вашего визита в Россию?
— В первую очередь это деловая поездка — участие в Петербургском экономическом форуме, на котором мы с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым подписали соглашение о безвизовом режиме (по его условиям, россияне смогут находиться без визы в Антигуа и Барбуда до 90 дней). Кроме налаживания отношений между правительствами наших стран хотелось бы наладить связи и между нашими народами. Мы хотим, чтобы россияне могли приезжать к нам без всяких сложностей, а мои сограждане — к вам. Думаю, что увеличение потока туристов интересно и выгодно обеим странам.

Не исключено, что это туристическое направление привлечет петербуржцев.

— Да, мы обратили внимание, что россияне отправляются на отдых на Кубу и в Доминикану, при этом минуя острова Антигуа и Барбуда. И, хотя у нас есть небольшая российская диаспора, возможно, жителям вашей страны просто не хватает информации о нашем государстве. Кроме прекрасного климата и лучших в мире пляжей, что признано официально, мы можем гарантировать гостям и безопасность: за этот год в стране было совершено всего два убийства.

То есть туризм — это ваша основная сфера?

— Да, ежегодно к нам приезжает 300 тыс. гостей из США, Канады и других стран, еще 800 тыс. транзитных пассажиров прибывает на круизных лайнерах. Мы хотим развивать это направление: к примеру, в наших планах увеличение потока транзитных туристов до 1,6 млн человек. Мы планируем расширение морского порта, чтобы он мог принимать больше круизных лайнеров. У нас представлены различные мировые сети отелей, к примеру Marriott International. На острове Барбуда известный голливудский актер Роберт Де Ниро строит свой отель Нобу (объем вложений — $ 250 млн). Инвесторы из США на этом же острове строят курорт.

И — вот парадокс — нам все равно не хватает отелей, что сдерживает развитие туризма. В ближайшие 5 лет нам по­требуется 10 тыс. номеров. Российские бизнесмены, думаю, могут заинтересоваться этим инвестиционным проектом. Необходимый нам объем инвестиций — порядка $ 3 млрд.
В основном сфера гостеприимства ориентирована на сегменты средний и выше среднего.

Российский бизнес, как, впрочем, и любой другой, любит преференции и льготы.
— В сентябре этого года на встрече в ООН мы будем обсуждать с моими российскими коллегами облегчение налогового режима для российских предпринимателей. Уже сейчас есть достаточно привлекательные для бизнеса моменты: при строительстве большого здания предприниматель в течение 25 лет не платит налоги; нет налога на ввоз стройматериалов; нет проблемы репатриации капитала, за последние 5 лет инфляция составила всего 2 %. Уже есть и создаются еще свободные от налогов особые экономические зоны. Мы готовы создавать выгодные усло­вия для бизнеса.

Вместе с российскими бизнесменами мы хотели бы обсудить, какие товары и продукты будет дешевле производить у нас, нежели в вашей стране. Таким образом, можно будет перенести производство к нам. Ваши предприниматели могут получить доступ через Антигуа и Барбуда к целому региону.

Россия является одним из крупнейших экспортеров нефти. Как складывается сотрудничество на этом направлении?
— Мы покупаем сырую нефть, перерабатываем ее и распространяем в регионе продукты переработки. Наша инфраструктура позволяет хранить до 1,7 млн баррелей нефти. И мы расширяем наши возможности. Сотрудничаем с США и Канадой, закупая у них продукты переработки нефти, но хотели бы, чтобы Россия стала нашим партнером и на этом направлении торговли.

Какие еще направления для сотрудничества между нашими странами вы видите?
— Мы — небольшое островное государство, у которого нет таких запасов ресурсов, как у крупных стран. Поэтому мы делаем ставку на внедрение инноваций и разработку новых технологий, создавая условия для притока умов. Уже сейчас в нашей стране ученые из Европы работают над изучением стволовых клеток: развитие медицины всегда важно. Практически завершена разработка законопроекта о блокчейне и криптовалютах, в ближайшее время будет принят и сам закон. Мы вкладываем средства в образование: наш университет один из сильнейших в мире, мы открываем уже четвертый кампус.

Думаю, обеим странам будет интересен обмен студентами: к примеру, двухгодичное погружение в жизнь региона может быть важным для будущего специалиста. К слову, у нас в России есть почетный консул. Это Джулиен Хансен, партнер юридической фирмы «ДЛА Пайпер Рус Лимитед», который учился у вас и сейчас живет и работает в Москве. Да и сегодня семь студентов по обмену учатся и живут в Москве и Туле.

Мы — маленькое островное государство в западной части полушария, Россия — большое государство, расположенное на севере восточного полушария, но у нас есть немало общих интересов. И мы надеемся на сотрудничество.
Георгий вермишев,
обозреватель
77 готовых решений
Традиционно одним из главных блюд ПМЭФ выступает национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах России, который ежегодно готовит Агентство стратегических инициатив (АСИ). Его генеральный директор Светлана Чупшева ответила на вопросы обозревателя «ДП».
Генеральный директор стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева
В рейтинге АСИ Петербург опустился на одну строчку, заняв 5–е место. С чем связано это падение?
— Это не падение. Ведь самое главное — это не место, а интегральный индекс, по которому мы измеряем эффективность команды. А по нему Петербург вырос. В прошлом году у города было 257 баллов, а сегодня 261. Просто другие регионы выросли больше, у кого–то база была ниже по одному из показателей, кого–то бизнес оценил иначе.

Я считаю, что Петербург очень стабилен. Здесь действительно очень много сделано в части развития малого бизнеса и упро­щения сроков по стройке, когда сегодня по системе одного окна работает выдача разрешительной документации. И конечно, здесь большое влияние оказала совместная работа с экспертами Всемирного банка в рамках рейтинга Doing Business, когда Москва и Петербург стали витриной нашей страны.

Фундамент, без которого нам не жить

А что не сделано, на ваш взгляд? Чем властям необходимо заняться?

— У нас в национальном рейтинге проседает показатель удовлетворенности. Да, он субъективный, но раз малый и средний бизнес институтам и мерам поддерж­ки из 5 баллов ставит 3, значит, нам есть над чем работать. Нужен более открытый диалог с предпринимательским сообществом.

В рейтинге Doing Business мы растем, в АСИ растем, при этом предприниматели все время жалуются, а инвестиции не растут. Как так?
— Конечно, на инвестклимат влияет очень широкий спектр показателей. Это не только конкурентоспособная юрисдикция, защита прав инвесторов, стабильность условий, предлагаемых властями, но даже и комфортная среда — инфраструктура для досуга, система здраво­охранения и так далее. Это все в конечном счете влияет на решение бизнеса — вкладывать деньги в регион или нет.

Для меня национальный рейтинг — это фундамент, без которого невозможно будет наращивать инфраструктуру и создавать механизмы работы с бизнес–сообществом. По сути, мы выступаем статистиками, которые фиксируют, как идет работа. Мы выбираем лучшие практики, даем регионам возможность быстро их адаптировать. Но, конечно, нужно учитывать и ситуацию с санкциями, и эффективность управления, работу контрольно–надзорных органов.

Очень интересную статистику мне рассказали коллеги из «Опоры России». У нас в рамках нац­проекта выделено на по­пуляризацию предприниматель­ства п­орядка 3–4 млрд рублей, а штрафов с бизнеса собрали на 8 млрд рублей! Говорящие цифры.

А вы не планируете расширять показатели, по которым идет оценка? Можно ведь учитывать, например, фактор цифровизации.
— Я бы не нагружала систему показателей, чтобы сохранять сопоставимость регионов. Но у нас есть внерейтинговые показатели, которые мы тоже замеряем. Мы по ним не ранжируем регионы, но описываем готовые успешные решения, которые потом могут быть экспортированы в другие субъекты федерации.

И что, регионы охотно пользуются вашими практиками?
— Да, у нас 77 готовых решений, и у нас 59 регионов сегодня их уже внедряют, причем берут не по одной практике, кто–то берет сразу десять.

Мне очень понравилась дискуссия на завтраке Сбербанка, где обсуждали, даст ли реализация нацпроектов рост экономике. Моя позиция такая: это от нас зависит принятие и исполнение конкретных решений. Цели, которые президент обозначил, — они важные, они про людей и про качество жизни. Хватит обсуждать, давайте уже делать!

Конечн­о, это еще и вопрос эффективности гос-управления. Ведь можно залить все день­гами и не получить никакого эффекта. А можно решить проблему малыми средствами или даже без денег.

Гильотина готова

Как это работает — чтобы без денег, и сразу эффект?

— Приведу пример. Есть требование, чтобы окна в школах выходили на юг или юго–восток. Для застройщика это озна­чает жесткие требования к земельному участку. Из–за него у нас отбраковывается 80% участков рядом с жилищной застройкой — там, где есть инфраструктура, где есть потребность. Мы тратим намного больше денег, чтобы подвозить потом школьников, а удовлетворенность такими школами ниже. Решение — мы поменяли СанПиН, мы отменили это требование. И сегодня мы можем построить больше школ, сэкономив ресурсы.

Много жалоб как раз, что нац­проекты очень зарегламентированы. Даже компьютер не той марки просто так не купишь. То есть это будет меняться?
— Будет. Систему запустили очень быстро. Мы уже видим очень много узких мест, обсуждаем их на рабочих группах. Я думаю, что будет перестроена систем­а, чтобы быстро реагировать на запросы.

Но АСИ все–таки работает в другой логике. Мы выстраиваем собственную систему управления. Например, в части подготовки кадров в май­ских указах 2011 года была поставлена задача сформировать национальную систему компетенций для развития профессионального образования. Были сложные межведомственные дискуссии. А мы просто вошли в движение WorldSkills, международную олимпиаду рабочих профессий. Это та мягкая сила, которая позволила нам рядом, не ломая действующую систему, выстроить новую модель управления и подготовки кадров, которая показала свою эффективность.

С нацпроектами то же самое. Мы на тех эффективных моделях, которые реализуются людьми на местах, бизнесом, НКО, муниципалитетами, регионами, уже выстраиваем новые модели управления. Затем их можно будет показать президенту как эффективные решения, которые могут быть транслированы на всю страну. Мне кажется, роль АСИ именно в этом.
На форуме обсуждали «регуляторную гильотину». Есть ли прогресс уже, на ваш взгляд?
— Да, есть. В России разрабатывается новый кодекс, который совершенно иначе выстроит работу контрольных органов. Я вхожу в рабочую группу по разработке. У нас сейчас 2 млн требований. Они будут пересматриваться, но мне кажется, что проще их отменить и с учетом новых технологий и стандартов написать новые. Бизнес активно предлагает свою эксперт­ную поддержку. Ведь невозможно себе представить производство, собственник которого заинтересован в том, чтобы навлечь риски на потребителя или на своих сотрудников. В любой компании есть свой риск–менеджмент, и сейчас коллеги делятся уже работающими системами.

К 2021 году успеем?
— Да, но мы договорились, что там, где есть согласованные предложения, мы нормы старые отменяем уже сейчас. Например, рестораторы подготовили свои предложения, часть требований Роспо­требнадзор отменил. Я думаю, сейчас будет второй пакет. То же самое касается школ, детских садов.

Но ключевой вопрос, на который мы пока не ответили, в другом. У нас получается, что тот орган, который пишет требования, он же бизнес проверяет и штрафует. То есть налицо конфликт интересов. Этот узел нужно разрубить. Возможно, разработкой нормативов должны заниматься исследовательские институты, а контролем и профилактикой — уже ведомства в рамках системы управления.

Сейчас долю государства в экономике оценивают от 30 до 70 %. На это много жалуются экономисты, хотя в Скандинавии, например, этот показатель тоже высок. На ваш взгляд, такие цифры — это хорошо или плохо?
— Я не считаю, что это плохо. С одной стороны, это гарантия выполнения обязательств перед населением. С другой — конечно, это развращает систему, потому что она живет по дотационному иждивенческому принципу. Все–таки конкуренция — это огромный драйвер развития экономики.

Но у нас много компаний с госучастием, которые демонстрируют, как можно работать. Тот же Сбербанк. Вспомните его 10 лет назад, это совершенно другая экосистема сегодня. Или «Росатом» — тоже госкорпорация, но какие там стандарты управления! Они конкурируют на глобальном рынке и экспортируют свои услуги.

Очень много зависит от компетенции менеджмента, от наличия мотивации внедрять новые технологии. Мы здесь тоже начинаем работать с госкомпаниями.

Сейчас разработали модель инновационной открытости для корпораций. Пока что стартап чаще всего даже не может дойти до CEO, с ним будет работать линейный менеджер, который не заинтересован в технологиях. А если даже будет принято решение закупить услугу, это может занять больше года. За это время стартап либо умрет, либо переориентируется на новые ниши.

А как вы их будете стимулировать меняться?
— Скорее, мягкой силой. Будем показывать лучшие практики и успешные проекты. А также те преимущества, которые может получить руководство компании, если будет основываться на модели инновационного развития.

Алгоритм будущего

Мягкая сила — это хорошо, но все–таки у вас есть и другие инструменты. Ваш рейтинг регионов стал контрольным показателем для руководителей на местах. С госкорпорациями это могло бы так же работать?

— Может быть, мы обсуждали это с руководителями корпораций. Им интересно посмотреть по некой метрике открытости к инновациям, как они выглядят на фоне других. Я думаю, что мы можем это сделать уже через год, когда отработаем эту модель с пилотными корпорациями.

Верите ли вы в эффективную автоматизацию бюрократического аппарата?

— На мой взгляд, сейчас мы находимся на том этапе, когда мы должны задавать рамки, в том числе этические, о том, какие данные мы можем собирать, а какие не можем, где решения может принимать алгоритм, а где — только человек. От того, какие правила игры мы разработаем и согласуем, зависит, какое будущее мы себе спроектируем на 10–20 лет вперед.

Ведь обратной стороной технологий могут быть страшные последствия для человека. Те же открытые данные, когда ты в молодости сфотографировался где–то не так, а это будет использоваться против тебя через 10 лет, никто не будет принимать на работу. И это далеко не самый страшный пример!

Я имел в виду скорее автоматические системы, которые могли бы, например, распознавать потенциально коррупционные закупки. В это вы верите?
— Опять же, проблема в том, что правила, что считать хорошим, а что плохим, задаются программистом. Это может быть субъективный фактор, а дальше система будет учиться уже на базе этого алгоритма. То, что это будет, у меня сомнений не вызывает. Вопрос в том, удастся ли нам выстроить справедливую систему.

Вы продвигаете проекты краудфандинга. У нас в Петербурге есть проект «Твой бюджет», но люди не очень довольны результатами. Часто жалуются, что чиновники все сделали все равно по–своему. Почему так случается?
— Конечно, для власти это пока еще новая история, к которой госаппарат только присматривается. Кто–то это делает из–за хайпа. Чиновники вроде открываются, говорят, чтобы люди приходили со своими предложениями. А потом надо отвечать за свои слова, а они не готовы. Здесь просто нужно определиться, в каких сферах вы действительно доверяете и хотите вовлекать сообщество, а в каких решите все сами.

С другой стороны, всем нужно учиться взаимодействию. Мы проводим образовательные акселерационные программы, где большой блок посвящен снятию конфликтов. Ведь та же история со строительством храма в Екатеринбурге явно показала, что отсутствует диалог, нет прозрачности и некой стандартизации проведения общественных слушаний. Им не доверяют. Мы в рамках нашего проекта эту культуру общественного согласования будем прививать и тиражировать.

А что за новый проект у вас — карта сообществ?
— Мы по большим данным смотрим, какие сообщества людей какой инфраструктурой пользуются в городе. Где любят отдыхать семьи с детьми, где собираются хипстеры, где собираются любители футбола. Мы такую карту сделали по Крон­штадту и Ижевску. И это тоже новая модель управления для муниципалитета, когда он через эту карту сообщества может выстраивать развитие городской инфраструктуры из сложившихся точек роста.

Вообще я оптимист. Многие говорят, что мы летаем в облаках, но это позволяет нам посмотреть на ситуацию сверху и увидеть все возможности.
Павел Никифоров,
Наталья Бурковская
Фамильные проклятья Кронштадта
Новые проекты развития острова Котлин заявляются каждые 3–5 лет
Правда, чаще всего они растворяются как морская пена, остав­ляя на берегу лишь мусор. Чем закончится проект «Форты Кронштадта», с помпой презентованный на ПМЭФ–2019, пока не ясно, но эксперты надеются на лучшее.

В советский период Кронштадт считался городом закрытого типа. В 1984 году в результате возведения дамбы остров Котлин с северной стороны был соединен с материком автомобильной дорогой, а в 1996 году закрытый прежде город был открыт для свободного посещения. Основной толчок в развитии город получил после закольцевания КАД в 2010 году. И для городских властей встал новый вопрос — как привлечь инвестиции и туристов в депрессивный район.

Паруса Матвиенко
Впервые идея создать в Кронштадте мегацентр, куда будут переведены основные военно–морские структуры Петербурга, прозвучала еще в 2007 году.

Вокруг военно–морских офисов и кампусов планировалось построить штаб– квартиры крупнейших российских компаний, связанных с морем (например, Объединенной судостроительной корпорации), конгресс–центр, спортивные объекты, яхт–клуб и жилье. Разработкой концепции занялось специально созданное под этот проект ООО «Кронштадтские паруса». По данным СПАРК, эта компания на 10% принадлежит ООО «СВ Логистик» (входит в логистическую группу «Адмирал — Терминал–СВ») и на 90% — ЗАО «Империя» (собственником которого является Сергей Матвиенко, сын экс–губернатора Валентины Матвиенко). В 2008 году к проекту присоединился банк ВТБ, через свою дочернюю компанию «ВТБ девелопмент», которую возглавлял Сергей Матвиенко. Смольный предоставил компании 43 га пустующей земли, северо–восточнее пересечения Кронштадтского шоссе с улицей Гидростроителей. Территорию позже планировалось увеличить до 70 га посредством намыва. Центральная часть комплекса «Кронштадтские паруса» была отведена под суперсовременный дворец конгрессов и фестивалей — «Кронштадтский форум». Другим ядром призван был стать научно–учебный центр Военно–морской академии им. Кузнецова (ВУНЦ ВМФ ВМА), которую также планировалось перевести на остров Котлин. После 2010 года проект затормозился: сроки реализации сдвинулись на 2013–й, а потом и на 2015 год. В 2017–м Setl Group купила у Сергея Матвиенко 2 га в Кронштадте и построила там жилой комплекс стоимостью 1,5 млрд рублей.

Археология Бабюк
В 2016 году Ирина Бабюк, которая на тот момент была председателем комитета по инвестициям, объявила новый стратегический стартап. В Петровском доке планировалось создать музей подводной археологии с экспозицией затонувших кораблей и подводных артефактов.

Петровский док был по­строен в XVII веке по проекту Петра I, объект относится к памятникам федерального значения. До 2015 года Петровский док находился в ведении Минобороны, а затем был передан в оперативное ведение Музея истории Кронштадта.

Проект нового музея разрабатывала «Ленпроектреставрация». Общая площадь комплекса — 42 тыс. м2, из них заполняемые водой галереи — 12,4 тыс. м2. По предварительным оценкам, объем инвестиций в проект — 6 млрд рублей. Инвестором назначили Центр подводных исследований Русского географического общества. В комитете рассчитывали, что музей в Петровском доке будут посещать 1 млн человек в год.

Форты Шойгу
Новый проект преобразования Кронштадта стартует этим летом и будет реализован поэтапно. Концепцию кластера представили на ПМЭФ–2019. Территория площадью 80 га (Кронштадт и три форта) превратится в современный музей под открытым небом. В нем появятся океанариум, дайвинг–центр, отели, образовательные центры, театр и самый большой в мире музей ВМФ. Парк рассчитан на 5 млн посетителей ежегодно.

Объем инвестиций в проект подсчитать пока сложно. Он будет реализован при участии Минобороны, Минкульта и на частные средства. В федеральную программу по развитию туризма уже во­шла реставрация трех из 19 фортов: Чумного, Цитадели и Кроншлота, а также восстановление причальной стенки в Каботажной гавани. Известно, что одним из основных инвесторов станет Газпромбанк.

На реставрацию и строительство дорог к парку по­требуется еще 6,5 ­млрд рублей, и город рассчитывает здесь на федеральную поддержку в виде 3,2 млрд.

«Это инвестиционные день­ги, это люди и компании, которые рассчитывают на окупаемость своих инвестиций. Так и меценатство. Это компании, корпорации, которые решили поддержать инвестированием Кронштадт, какой–то определенный объект, не рассчитывая на окупаемость», — рассказала Ксения Шойгу, зам­председателя Инвестиционного комитета целевого некоммерческого фонда по развитию туристско–рекреационного кластера города Кронштадта.
Максим Шубарев,
председатель совета директоров холдинга Setl Group
В этом году на ПМЭФ мы подписали со Сбербанком соглашение о сотрудничестве. Банк выразил готовность финансировать проекты Setl Group на сумму до 100 м­лрд рублей. Мы также рассматриваем возможности расширения сотрудничества с рядом других банков России, в числе которых ВТБ, «Дом РФ». Подобный подход позволяет нам системно развивать наш бизнес и максимально защищать интересы клиентов.
Сергей Ярошенко,
генеральный директор ГК «КВС»
Петербургский экономический форум — одна из главных площадок для обсуждения актуальных экономических вопросов. Строительный рынок сегодня стоит на пороге глобальных перемен, перехода на новую систему финансирования проектов, и деловая программа соответствовала актуальным задачам.

Центром деловой активности для нас стал стенд Санкт–Петербурга. Самым интересным из представленных на нем инвестпроектов стала концепция создания в Кронштадте особой туристической зоны. На мой взгляд, это пока один из самых недооцененных районов.
Сергей Хромов
генеральный директор ООО «Город–спутник Южный»
Мы были активным участником городской экспозиции инвестиционных проектов. Вместе с нашими коллегами из Университета ИТМО мы представили концепцию иннограда «ИТМО Хайпарк» и математическую модель города–спутника Южного. Также мы фактически запустили процесс инженерной подготовки территории — подписали соглашение с «Ленэнерго» на подключение проекта к сетям компании.

Форум показал себя не только бизнес–ивентом для многомиллиардных соглашений между частными и публичными партнерами, но и как площадка для открытого диалога и даже полемики о проблемах российской и мировой экономики. Как на макроуровне, так и на уровне малого и среднего бизнеса. Говорили обо всем — инвестиционном климате, санкциях, торговых пошлинах, стандартах и нормах, доступности кредитования, законодательной базе.

Отдельно хотел бы отметить,
что значительная часть повестки форума была отдана цифровой экономике, интеллектуальным системам помощи бизнесу и «умным городам» как ответу на вызовы, стоящие перед российскими городами–миллионниками. Именно к smart–city в течение следующих десятилетий будет приковано внимание не только профильных «строительных» министерств, урбанистов и архитекторов, но и образовательного кластера. Недаром главными участниками соглашений по развитию умных технологий в градостроитель­стве на ПМЭФ–2019 стали именно вузы и образовательные центры: ИТМО, ЛЭТИ, «Сколково» и т. д.
Федор Туркин,
председатель совета директоров РСТИ
Для меня это двенадцатый по счету ПМЭФ, поэтому имею возможность оценить успех этого события в ретроспективе. С каждым годом участников все больше, статус форума как площадки для действенного диалога растет на глазах. Несмотря на традиционно обширную культурно–развлекательную программу для гостей форума, именно в этом году «Экспофорум» был пропитан энергетикой бизнеса насквозь. Атмосфера на ПМЭФ–2019 была очень правильной: днем — продуктивные деловые переговоры, вечером — все культурные богатства, которые только может предложить Петербург и Россия.
Павел Никифоров,
Наталья Бурковская
Сбербанк забирает «Плазу»
SRV и SIIC продают торговый комплекс. По оценкам аналитиков, сумма сделки может составить
не менее 8 млрд рублей.
Концерн SRV и «Шанхайская индустриальная инвестиционная компания» подписали соглашение о намерениях о продаже ТРЦ «Жемчужная плаза» на Петергофском шоссе. Стороны планируют завершить сделку до конца августа. ТРЦ войдет в состав одного из закрытых рентных паевых фондов недвижимости «Сбербанк управление активами». Сумма сделки не раскрывается, но эксперты оценивают рыночную стоимость комплекса от 8 до 10 млрд рублей, а срок окупаемости — в 9–10 лет.

Комплекс был построен в 2013 году. Его общая площадь — 92,7 тыс. м2. Из них 48 тыс. м2 арендопригодных. В ТРЦ работают 154 магазина. Выручка SRV Group в 2017 году сократилась в годовом выражении и составила 542,7 млн рублей, годом ранее она составляла 2,3 ­млрд рублей, а в 2015–м — 3,5 млрд.

«Комплекс вышел на полную окупаемость в 2017 году. Учитывая, что проект готов к реализации, ­вполне логично, что владелец решил выйти из него», — говорит Владислав Жуков, директор по развитию Rusland SP. «SRV — классический девелопер, они строят объект и потом продают. С этой точки зрения «Жемчужная плаза» по­строена, заполнена, денежный поток, видимо, вышел на максимальные показатели — время продавать», — полагает Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St Petersburg.

По мнению экспертов рынка торговой недвижимости, 3–4 года — это самый подходящий возраст для продажи подобного актива. Этот ТРЦ оправдал вложенные в него инвестиции и продемонстрировал стабильные показатели по удержанию аудитории. Сейчас комплексом владеет ООО «Жемчужная плаза», которое с 2011 года принадлежит Netherlands Pearl Plaza B. V. Имущество компании заложено в ПАО Сбербанк по четырем договорам, подписанным в феврале 2018 года на 10 лет.

«Сбербанк управление активами» привлекает в недвижимость и другие деньги частных инвесторов, формируя для этого паевые инвестиционные фонды. Три фонда коммерческой недвижимости сформированы компанией для заработка на ренте. Первый появился в 2016 году под покупку у PNK Group склада за 2,5 ­млрд рублей в Новосибирске. Второй — в 2017 году: у «Альфа–Групп» за 3,7 млрд рублей был куплен торгово–развлекательный центр «Карнавал» в подмосковном Чехове. Третий фонд был сформирован в 2018 году под покупку столичного ТРЦ «Речной».

На приобретении «Жемчужной плазы» Сбербанк не остановится. По данным участников рынка, уже ведутся переговоры о покупке еще одного знакового торгового комплекса — «Галерея». По оценкам экспертов, сделка может состояться до конца года и составит порядка 70 млрд рублей.
Павел Никифоров,
журналист
Банковская подстраховка
партнерство. Форум–2019 стал для застройщиков наименее удачным.
Ни о новых сделках, ни о приобретениях заявлено не было. Вся активность ограничилась подписанием рамочных соглашений. Сразу несколько застройщиков подписали партнерские соглашения с банками. Участники рынка считают этот шаг имиджевой формальностью.

Генеральный директор ООО «Управляющая компания «КВС» Сергей Ярошенко рассказал, что договорился со Сбербанком о подключении своего магазина квартир к системе domclick.ru. «Стало возможно приобрести квартиру через интернет, находясь в любой точке страны. Это улучшает взаимодействие с региональными покупателями. С помощью domclick можно не только купить жилье, но и зарегистрировать его онлайн», — говорит он. Пока сервис дотационный, но в дальнейшем застройщик надеется за его счет увеличить продажи. С ВТБ компания заключила договор о проектном финансировании.

ЮИТ подписал рамочное соглашение со Сбербанком, которое распространится на все структуры скандинавского холдинга в России. «ЮИТ в эпоху системных изменений на рынке долевого строительства выбрал Сбербанк в качестве долгосрочного партнера для финансирования девелопер­ских проектов», — подчерк­нул Кари Каунискангас, президент и генеральный директор концерна «ЮИТ». В Петербурге у компании пока нет новых проектов, хотя источник в компании рассказал «ДП», что в заключительной стадии находятся переговоры о приобретении нового земельного участка. «Результат будет в середине лета», — заверил собеседник.

«Группа ЛСР» подписала соглашение с «Ростелекомом». Компании намерены заниматься продвижением умных информационных сервисов. В проекте «Новая Охта» несколько домов будут оснащены системой «умный дом».

Большинство застройщиков считают заключение партнерских соглашений на форуме излишним.

«Мы давно и продуктивно работаем со многими банками, получая от них наилучшие условия финансирования строек и ипотечных программ для наших покупателей», — рассказал Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости ГК «ЦДС». Похожая позиция и у Андрея Лушникова, президента ГК «БестЪ»: «Смысла подписывать подобные соглашения на форуме нет. Банкиров и застройщиков заставляют показывать для отчетов цифры, свидетельствующие, что все прекрасно. Потемкинские деревни кругом».

В то же время Юлия Ружицкая, директор по продажам «Главстрой Санкт–Петербург», полагает, что соглашения с банками о финансировании новых проектов, заключенные на полях ПМЭФ или за их пределами, — это необходимость, продиктованная изменениями в 214–ФЗ.
Сергей Мохнарь,
директор по продажам ГК «ПСК»
На ПМЭФ обсуждаются вопросы как общемировых экономических связей, так и региональных. В этом аспекте любому крупному бизнесу, заинтересованному в аргументах для долгосрочного прогнозирования, необходимо быть в курсе высказываемых мнений и в эпицентре деловой повестки.

По части общемировой составляющей ключевым стали выступления Владимира Путина и Си Цзиньпина, намекнувших на назревшие изменения глобальной экономической модели. Что касается более оперативной внутренней повестки, я обратил внимание на дискуссию госпожи Набиулинной и господина Орешкина о падении покупательной способности населения и роста потребительского кредитования. Ожидал услышать причины, которые к этому привели. К сожалению, они не были озвучены. Не было анонсировано программ повышения уровня жизни, о необходимости которого столько говорится.

Не обсуждалась и ситуация с недостатком длинных денег в экономике, от которых зависит состояние в том числе строительного сектора. Однозначный позитив — сумма и количество соглашений, заключенных на форуме, растет от года к году. Также нужно отметить соглашение города и РЖД о развитии скоростной связи с пригородами. Эта программа однозначно будет стимулировать развитие рынка недвижимости, решая проблемы недостаточности транспортной инфраструктуры.
Роман Строилов,
директор по развитию, партнер «М2Маркет»
ПМЭФ 2019 запомнится как самый–самый. Самый масштабный по количеству и статусу участников, по объему заключенных договоров и соглашений. Такие форумы — это площадка для решения стратегических вопросов, которые в корне могут повлиять на развитие целых сфер экономики и жизнь обычных людей. В этом году наша компания не принимала участие в ПМЭФ, однако мы внимательно следили за всеми новостями форума. Наши партнеры заключили значимые соглашения с банками, что очень важно в преддверии перехода строительной отрасли на новые правила работы с 1 июля 2019 года. А также с крупнейшими IT–компаниями для продвижения информационных сервисов и технологий информационной безопасности в сфере строительства. Безусловно, участие в таком мероприятии позволяет из первоисточника узна­вать о тех изменениях, которые последуют за достигнутыми договоренностями и соглашениями. И использовать эту информацию во благо своего бизнеса.
Эдуард Тиктинский,
президент группы RBI (входят компании RBI и «Северный город»)
Не секрет, что мероприятия такого масштаба — это некая витрина, и на них заключаются соглашения больше декларативного характера. Основная работа, как правило, ведется за рамками форума.

Вот и банковский кредит на самом деле проходит одинаковые процедуры одобрения, вне зависимости от того, есть ли подписанное партнерское соглашение или его нет. Для получения банковского финансирования важнее соответствие проекта и застройщика конкретным критериям, которые определяет банк, а не наличие партнерского соглашения.
Ольга Ульянова,
директор департамента рекламы и маркетинга ГК «Полис Групп»
Такие мероприятия, как международный экономический форум, способствуют налаживанию деловых контактов, поиску партнеров и дают возможность широкой презентации своих новых проектов.

В Петербург приезжают бизнесмены из разных регионов России и иностранные коллеги. Компании, которые имеют широкую филиальную сеть, и те, кто рассматривает для себя новые ниши и сегменты бизнеса, конечно, могут найти на мероприятии такого уровня много полезного.
Дарья Кильцова,
журналист
Развязка с продолжением
Из 27 соглашений, подписанных Петербургом на форуме, дорожно–транспортным проектам посвящено всего несколько. Новых — не было.
Мы сейчас сразу же не говорим о кольце, хотя проектироваться–то будет кольцо. Нужно будет вести дорогу по дамбе, технически очень сложная история.
В рамках ПМЭФ правительство Петербурга заключило соглашение с оператором ЗСД ООО «Магистраль северной столицы» (МСС), акционерами которого выступают ВТБ, Газпромбанк и кипрская компания «Блогнот лимитед», и принадлежащим городу АО «Западный скоростной диаметр» о начале работ по строительству примыкания ЗСД к Витебскому проспекту. Стороны договорились о подготовке территории и проектировании будущей развязки.
Под этой формулировкой скрывается первый этап ВСД (Восточная, она же Широтная скоростная магистраль) — от ЗСД до Витебского пр. Но чиновники предпочитают называть его «примыканием к ЗСД». Возможно, потому, что сам документ был оформлен как дополнение к соглашению о ГЧП по проекту «Западный скоростной диаметр».

Объем инвестиций в Смольном оценивают в 20 млрд рублей. «У нас проектное решение уже есть, делаем экспертизы. Не больше 35 млрд рублей будет стоить развязка с продолжением. Еще у федералов будем просить», — сказал вице–губернатор Эдуард Батанов.

В мае 2018 года власти Петербурга утвер­дили проекты планировок территории (ППТ) для двух этапов ВСД. По третьему этапу ППТ будет готов в ноябре 2019 года. Разработкой проектной документации по первому этапу почти за 400 млн рублей займется АО «Институт «Стройпроект». К концу июня станет известно, кто будет готовить документацию по остальным двум этапам — почти за 700 млн рублей.

Обходной грузовой маневр
Глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров и врио губернатора Александр Беглов подписали соглашение о развитии транспортно–логистического центра «Бронка» и железнодорожного транспортного узла Петербурга до 2024 года. В транспортный узел РЖД вложат 88 млрд рублей, объем инвестиций в «Бронку» оценивается в 10 ­млрд рублей.

Среди первоочередных проектов — развитие московского хода Октябрьской железной дороги. В частности, строительство дополнительного пути на участке Колпино — Тосно и линии Левашово — Сертолово, по которым запустят современные электрички. На Сестрорецком направлении РЖД увеличат инвестиции в строительство разъезда Яхтенная и платформы Новая Лахта, а также на восстановление разъезда Тарховка, что позволит повысить интенсивность движения.

Также в Петербурге построят соединительные пути Глухоозерская — Санкт–Петербург — Сортировочный — Московский с путепроводом. Перечень проектов включает и вынос за город грузового движения, в частности создание ТЛЦ «Балтийский» на базе грузового терминала РЖД в поселке Шушары. Кроме того, модернизируют Московский, Витебский и Ладожский вокзалы.

«Также мы договорились о совместном строительстве шести путепроводов, город вложит 30 ­млрд рублей. Важно, что мы делаем все совмест­но, а не как раньше: проектирует и город, и РЖД, потом что–то не совпадает, необходимо делать корректировки», — отметил Александр Беглов.

Кольцо в уме
По словам Олега Белозерова, Петербургу и РЖД удалось за короткий промежуток времени подготовить объемное соглашение, которое касается всех сфер взаимодействия в части ж.–д. транспорта. «Это системный подход к комплекс­ному развитию, в том числе созданию в будущем кольца Санкт–Петербурга, чтобы удобно было добираться железнодорожным транспортом до разных точек города. Работа ведется очень активно, итог по будущим планам рассчитываем подвести в конце августа и в декабре», — заявил он.

Проект железнодорожного кольца вокруг Петербурга по заказу РЖД сейчас разрабатывает «Ленгипротранс», рассказал «ДП» вице–губернатор Евгений Елин. «Мы согласовали совмест­ную концепцию развития узла. Общую стоимость работ без проекта определить невозможно, но уже сейчас понятно, что это будет дорогой проект. Как правило, весомую роль в стоимости составляет выкуп земли. Мы хотим, насколько возможно, минимизировать объем выкупа, но полностью обойтись без этого не получится», — отметил чиновник.

Петербургские власти планируют создать в городе аналог Московского центрального кольца. «Раз в Москве все получилось, почему в Петербурге не может получиться?» — рассуждает Елин.

«Мы сейчас сразу же не говорим о кольце, хотя проектироваться–то будет кольцо. Нужно будет вести дорогу по дамбе, техниче­ски очень сложная история. Но концептуально все равно будет предусматриваться кольцо. Сейчас разговор идет о полукольцах», — подчеркнул Елин, отмечая, что с полукольцами вынос грузового движения никак не связан.

Покорение Балтики
Петербург не оставляет планов создать собст­венную морскую пассажирскую судоходную компанию. Теперь к проекту решили привлечь ПАО «Совкомфлот», однако пока лишь как консультанта. На ПМЭФ было подписано соглашение о сотрудничестве между Петербургом, принадлежащим городу АО «Пассажирский порт Санкт–Петербург «Морской фасад» и «Совкомфлотом».

«Морской фасад» уже давно хочет создать судоходную компанию на Балтике, в которую готов вложить 600 млн рублей собст­венных средств. Планировалось, что для этого купят судно стоимостью до 120 млн евро и не старше 15 лет или построят собственное. Велись переговоры с несколькими потенциальными инвесторами. Компания должна была начать работу в навигацию 2019 года, но этого не произошло.

Как пояснил гендиректор «Совкомфлота» Сергей Франк, предпосылки для создания круизного оператора есть, однако необходимо очень тщательно все спланировать и встроить в экономику города. «Многое изменилось в системе перевозок, в запросах пассажиров. Нам для начала нужно со­брать добротный бизнес–план, сбалансировать его с мест­ным правительством, федеральными властями, лучшими инженерами–конструкторами. Нужен конкурентоспособный и устойчивый продукт. Если он будет соответствовать инвестиционным критериям, то «Совкомфлот» вложит свои средства», — рассказал Франк.

Сейчас создана рабочая группа, которая в течение 3–6 месяцев подготовит бизнес–модель, в частности решит, покупать судно или строить собственное. Есть у «Совкомфлота» планы пригласить к проекту финансистов, уже велись переговоры с ВТБ и Сбербанком.

«О цене сейчас очень рано говорить, будем рассматривать несколько кейсов. Консультант посчитал нам цену в 24 млрд рублей, — отметил гендиректор «Морского фасада» Вадим Каширин. — Главный лейтмотив — у города должна быть своя линия, над этим вопросом мы и будем работать». Предполагается, что новый круизный паром будет работать на сжиженном природном газе. По данным Смольного, срок проектирования и строительства судна составляет минимум 3 года. Развивать круизный туризм на Балтике Петербург намерен вместе с Калининградской областью, для чего на ПМЭФ главы регионов подписали соответствующее соглашение.
88 млрд рублей вложит ОАО «РЖД» в развитие Санкт–Петербургского железнодорожного транспортного узла. Это самая крупная инвестиция в рамках ПМЭФ–2019.
Согласились на 700 млн
Еще одно соглашение по развитию транспортной инфраструктуры, правда, не Петербурга, а Кудрово, на форуме подписали губернатор Ленобласти Александр Дрозденко и гендиректор ООО «Ингка Сентерс Рус Менеджмент» (торговые центры МЕГА) Софья Трофимова. Ingka Centres вложит в строительство развязки рядом с «Мега Дыбенко» 700 млн рублей. Хоть территориально объект будет расположен в Ленобласти, нужен он в первую очередь петербуржцам.

«Мы серьезно готовились к соглашению. Как гласит пословица: «В споре рождается истина», так и у нас в споре родилась та истина, которая заключена в документе. Весь проект будет стоить порядка 3 млрд рублей. Из них софинансирование со стороны бизнеса — 700 млн рублей. Это серьезные вложения», — отметил Александр Дрозденко.

Напомним, ранее област­ные власти заявляли, что только 700 млн рублей на данную развязку от шведской компании им не нужно, поскольку весь объект, вероятно, обойдется гораздо дороже.

Для заключения соглашения регион хотел получить от инвестора проект развязки. По последним данным чиновников, он будет готов к середине 2020 года.

«Мы всегда говорили только про 700 млн рублей, и правительство Ленобласти до сих пор работает еще с другими инвесторами, которым оно тоже предлагает поучаствовать в этом проекте», — сказала Софья Трофимова. С какими именно инвесторами ведет переговоры Ленобласть, ей неизвестно.

Аэроэкспресс ждет
На предыдущем ­ПМЭФ Смольный подписал с ООО «Аэроэкспресс» соглашение о намерении строительства скоростной электрички до Пулково, после чего объявил конкурс на реализацию этого проекта по принципу ГЧП за 18,8 млрд рублей. Но в феврале 2019 года он был отменен. Как сообщал комитет по инвестициям, Смольный решил провести дополнительную работу по сравнению альтернативных вариантов. После этого городу поступило предложение от УК «Старт Девелопмент» по­строить метро по концессии до Пулково и дальше до города–спутника Южного, проекта компании.

Можно было ожидать, что на нынешнем форуме история получит продолжение, но нет.

Как сообщил бенефициар «Старт Девелопмента» Захар Смушкин, обратной реакции от города по метро пока не было. Он ждет отдельного заседания по транспортной инфраструктуре, которое должно пройти в правительстве города.

«Мы разработали проект, который интегрировал южную часть к основной сетке метро. Показали ее городу, Беглову, но они параллельно занимаются другими проектами. Евгений Елин делает большой проект с РЖД, он основывается на московской модели диаметральных дорог. Думаю, это неплохо», — прокомментировал Смушкин. Тем временем проблема с транспортной доступностью Пулково с каждым годом становится острее и острее. К аэропорту очень нужен рельсовый транспорт, регулярное транспортное сообщение с центром города.

«Когда мы как инвесторы начинали проект реконструкции аэропорта Пулково, пассажиропоток был не более 7 млн, сейчас он существенно выше — 18 млн. В этом году мы планируем принять около 20 млн человек. Рельсовый транспорт до Пулково необходим. Обсуждалось несколько вариантов — трамвай, скоростной трамвай, метро, аэроэкспресс. Все это возможные варианты, которые мы как оператор аэропорта будем приветст­вовать. Но окончательно решение должна принять администрация города. Метро — идеальное решение, но дорогостоящее, трамвай — хорошее решение, но это не так удобно для пассажиров. Решение непростое и требует комплексного подхода, в частности, необходимо учитывать и транспортную ситуацию всего района», — считает руководитель департамента финансирования инфраструктуры «ВТБ Капитал» Олег Панкратов. Как отметил Александр Беглов на встрече с министром транспорта Евгением Дитрихом, один вид транспорта не справится со всем пассажиропотоком Пулково, поэтому сейчас прорабатывается несколько вариантов.

Тем временем Смольный вновь вернулся к проекту Аэрополиса рядом с Пулково. Изначально его создание было анонсировано в ходе ПМЭФ–2016. Тогда инвестиции в проект оценивались в 6,3 млрд рублей. В 2018 году соглашение по нему на 11,3 ­млрд рублей заключили с АО «Аэропорт Пулково», АО «Грузовой терминал Пулково» и «Ю–ТИ–ДЖИ Пулково». Сейчас размер инвестиций достигает 15 млрд рублей, а к инвесторам добавился «Газпром».

«Проект «Аэрополис» — это развитие приаэропортовой зоны в районе Пулково–2. Территория практически не используется, потому что старый терминал устарел морально. Была задача создать некий проект, который мог бы вовлечь все объекты и неиспользуемые земли в хозяйственный оборот. Родился Аэрополис. Вообще, это тенденция во всем мире — вокруг крупных аэропортов создаются такие аэро­полисы, аэросити. Есть в Осаке, Сингапуре, Куала–Лумпуре, их много», — рассказал «ДП» спецпредставитель губернатора Петербурга Алексей Куимов.

Петербургский аэрополис включает в себя несколько проектов: бизнес–парк, гостиничный комплекс, в основном ориентированный на IT–сферу, индустриальный парк, инвестором которого будет выступать «Газпром».

На базе старого терминала Пулково–2 будет создан многофункциональный рекреационный кластер, где появятся зона торговли и фуд–корт.

«Индустриальный парк, который «Газпром» по­строит по программе импортозамещения для обслуживания Балтийского завода СПГ, составит порядка 60 га, остальная территория — еще 30 га. Всего 90 га. Компания UTG, которая обслуживает все самолеты во Внуково, построит центр технического обслуживания для больших самолетов», — пояснил Куимов.

По его словам, UTG подал заявку на статус стратегического инвестора, «Газпром» сейчас решает имущественные вопросы по земле.

Срок реализации всего проекта — 5 лет, активная стадия может начаться года через полтора. Объем инвестиций UTG оценивается в 2,2 млрд рублей, «Газпрома» — в 8 ­млрд рублей, общий объем инвестиций во весь проект — порядка 15 млрд рублей, доложили Александру Беглову в ходе ПМЭФ–2019.
На полях ПМЭФ-2019
Олег Панкратов,
руководитель департамента финансирования
инфраструктуры «ВТБ Капитал»
Тема с транспортной доступностью Пулково никогда не угасала. Мы всегда говорили, что если будет выбрана схема ГЧП, то банк готов в ней участвовать, готов помогать, готов инвестировать.
Софья Трофимова,
генеральный директор управляющей организации
ООО «Ингка Сентерс Рус Менеджмент»
«Мега Дыбенко», существующая с 2006 года, принимает несколько миллионов посетителей. Параллельно с этим развиваются жилые районы, в которых сейчас живет уже 80 тыс. человек, их число только растет. «Мега» претерпевает серьезные изменения, проходит процесс коммерческого развития. Транспортная инфраструктура будет важна как для жителей района, так и для наших посетителей.
Антон Алиханов,
губернатор Калининградской области
Порт «Морской фасад» показывает оборот более 600 тыс. туристов в год, это существенно. Наш терминал в Пионерском тоже претендует на свою часть пирога круизного сообщения на Балтике. Любая новая точка будет привлекать к себе внимание. На 4–5–й год работы порта в Пионерском мы прогнозируем 250 тыс. посетителей, сейчас активно вкладываемся в развитие туристской инфраструктуры на побережье. Петербург может стать тем регионом, который очень сильно поможет в наполнении туристами наших курортов.
Дмитрий Прокофьев,
экономист
Деньги и мысли
Петербургскому международному экономическому форуму не помешало бы как–нибудь дополнительно уточнить слово «форум» в своем названии. Или скорректировать свой формат.
1300 модераторов и докладчиков, российских и иностранных экспертов выступили перед участниками форума за 4 дня. Мероприятия стартового дня посетили свыше 2800 участников, освещали программу более 900 представителей СМИ.
Собственно, слово «форум» вообще–то имеет два толкования. В древнеримском градостроении «форумом» называли главную городскую площадь, где велись переговоры, заключались сделки, назначались встречи.

С этой точки зрения словосочетание «петербургский форум» вполне соответствует своему значению. Искусно построенный искусственный мир, с бульварами–анфиладами, компиляция промышленной выставки и корпоративной ярмарки тщеславия, где встречаются дорого одетые и хорошо знакомые люди, договариваясь о будущих встречах и, возможно, проектах.

Правда, договоренности, которые эти люди заключают под взглядами телекамер, не являются результатами таких внезапных встреч. Ведь эти многомиллиардные соглашения о намерениях — не результат спонтанного свидания. Это следствие длительной и сложной подготовки, детали которой, как правило, скрыты от публики.

И сами инвестиционные контракты, и, самое главное, вероятность их выполнения — в значительной степени производная от многолетних трендов развития той или иной территории.

Например, триллион рублей инвестиций, привлеченных Ленинградской областью, треть от общего объема соглашений, подписанных на форуме, — это не продукт кратких переговоров в кулуарах форума, а результат многолетней политики, помноженной на промышленную историю региона.

Так что с первым значением слова «форум» как «место для встреч», ПМЭФ, конечно же, справляется. А вот со вторым значением «форума» как места для обсуждения и решения проблем, получается не так чтобы очень.

По идее, площадка, где разговаривают вслух и шепотом многие тысячи богатых и знаменитых людей, звезды бизнеса и политики, должна быть источником множества цитат, мемов, идей и решений. Но для описания происходящего на «панельных дискуссиях» и «круглых столах» профессионалам копирайтинга почти не обязательно их посещать, достаточно иметь перед глазами список спикеров.

В абсолютном большин­стве люди в президиуме повторяют то же самое, что уже 20 раз озвучивали в своих аккаунтах, статьях или предыдущих выступлениях, с большей или меньшей степенью артистизма. Спикеров можно понять — и времени на подготовку каких–то специальных выступлений у них немного, да и мотивации как–то особенно готовиться к этим выступлениям у спикеров нет.

И ругать выступающих за самоповторы и автоплагиат нельзя — сам формат «дискуссий» не предполагает ничего другого, кроме демонстрации согласованных позиций. Исключение составляют разве что конференции и встречи в нулевой день форума — их участники не так скованы корпоративными обязательствами и могут позволить себе говорить от души.

Но даже в ситуации, когда спикеры могут сказать только то, что большими буквами написано на главной странице корпоративного сайта, еще не все потеряно.

Только для этого должен работать модератор. Модерация дискуссии — это не передача микрофона, чтобы очередной спикер озвучил свой монолог. Дискуссия — это шоу, мини–спектакль, а модератор должен быть режиссером. В отличие от публики, модератор обязан знать, о чем и как может высказаться спикер, и его дело — выстроить сценарий общения так, чтобы у зрителя хотя бы сложилась иллюзия, что спикеры слушают и слышат друг друга и даже спорят между собой. Плюс — модератор сам должен быть «в теме» настолько, чтобы быть способным высказать свое мнение, вовлечь в обсуждение присутствующих в зале, оперативно сформулировать и озвучить итоговые выводы.

Еще один большой во­прос: кто придумывает названия и тематику секций, дискуссий и круглых столов? Да, желание продемонстрировать, что «большие люди» обсуждают «большие проблемы», вполне естественно. Но было бы гораздо интереснее (для самих спикеров в первую очередь), если бы каждый круглый стол превращался в мозговой штурм по какой–нибудь вполне конкретной проблеме. Ни­кто не требует, чтобы эффективное решение проблемы было найдено за час–полтора, но во всяком случае само направление мысли людей, принимающих решения, представляло бы немалый интерес.

Так что во всем, что касается форума как места, где деньги встречаются с день­гами, получается очень хорошо. Если бы удалось сделать его местом, где мысли встречаются с мыслями, будет еще лучше. И не открою страшной тайны — там, где будет больше мыслей, денег тоже будет больше.
Георгий Вермишев,
обозреватель
Ваши ожидания — ваши проблемы
Главный итог ПМЭФ — отсутствие главных итогов. Каждый год предприниматели ждут чуда, но оно не случается. Но стоит ли винить площадку?
Чтобы получился диалог, либералов в президиуме должны были уравновесить представители силового блока. Но они в таких сессиях не участвуют.
Наверное, в этом отчасти виноваты журналисты. Каждый год они съезжаются в Петербург со всех концов света, чтобы профессионально нагнетать атмосферу. И к началу форума загипнотизированное бизнес–сообщество неизбежно начинает ждать волшебства.

Так случилось и на этот раз. От либералов — в какой по счету раз! — ждали, что они за 2 дня придумают, как нам выйти из кризиса, из которого мы не можем выйти годами. От Кремля ждали, что он сейчас же освободит основателя фонда Baring Vostok Майкла Калви и таким символическим жестом откроет ворота предпринимательской свободе. От главы «Газпрома» Алексея Миллера почему–то ждали, что он объявит об отставке и отправится собирать подписи для выдвижения в губернаторы Петербурга. Очевидно было, что это полный абсурд, но телеграм–каналы не унимались и продолжали настаивать: сейчас все случится.

Конечно же, не случилось. Дискуссия о структурных проблемах экономики в итоге свелась к констатации очевидного — необходимости реформы правоохранительной и судебной системы. В этом были едины, казалось, все: и спикеры, и гости. Чтобы из этого монолога получился диалог, либералов в президиуме должны были бы уравновесить статусные представители силового блока. Но они в таких сессиях участвовать либо не могут, либо не хотят. В отсутствие других сигналов за символический «ответ» приняли решение след­ствия не выпускать Калви на форум, а также арест журналиста сайта «Медуза» Голунова.

«2:0 в пользу силовиков» — посчитала либеральная пресса, но была не права. Голунова ведь в итоге отбили, а Минфин и Счетная палата прямо на форуме заявили, что подготовят предложения о реформировании правоохранительной системы и судов. Так что счет, если уж на то по­шло, ничейный.

Не такой уж международный
У каждого петербургского форума есть витринная цифра — число подписанных соглашений. В этом году рекорд опять побит: 650 соглашений на сумму 3,1 трлн рублей. Правда, это все намерения. А реальность известна: максимальный за всю историю наблюдений отток прямых ино­странных инвестиций по итогам прошлого года (минус $ 6,5 млрд).

«ПМЭФ — это больше политическое мероприятие, а хотелось бы, чтобы оно было более деловое. Подписанные контракты о намерениях — это одно, а другое, когда постоянно возникает новый реальный бизнес», — поделился мнением с «ДП» управляющий партнер международного венчурного фонда Almaz Capital Александр Галицкий. Впрочем, ему понравилась дискуссия про искусственный интеллект.

По числу участников форум тоже побил рекорд. Причем если первое место ожидаемо заняла китайская делегация (1072 человека, включая главу КНР Си Цзиньпина), то на втором месте оказались американцы (542 человека). Однако, несмотря на яркие цифры, общее впечатление осталось сбивчивым. «Форум сейчас не такой международный, как был раньше. Очень жаль. Для меня эта часть была всегда важна», — рассказал «ДП» в кулуарах один из иностранных топ–менеджеров.

«Много или мало ино­странных руководителей, зависит от ваших ожиданий. В конце концов, это циклические процессы. Государственная политика меняется, и, я надеюсь, люди вернутся. Я видел здесь, например, главу BP Роберта Дадли и других топ–менеджеров западных компаний, так что диалог продолжается», — возражает Рави Патель, исполнительный директор Stanford U. S.–Russia Forum (он был на форуме впервые).

Столица на три дня

Понятно, что есть над чем работать. Многие участники жаловались на вторичность дискуссий — цифровую революцию, например, уже много раз обсуждали, некоторые панели откровенно дублировали друг друга, не хватало свежих идей.

Зато впервые на площадке прошел такой большой смотр стартапов — как раз та самая практика, о которой многие просили.

«Мне бы, конечно, хотелось, чтобы у нас помимо обсуждений была презентация реальных проектов, — говорит директор по развитию Фонда развития интернет–инициатив Евгений Борисов. — Если мы говорим со Сбербанком об искусственном интеллекте, то покажите 100 стартапов, проведем питч–сессию. Мы получим рост малого бизнеса, мы получим рост Сбербанка, новые продукты для населения — всем хорошо! И это не просто абстрактное обсуждение, а мы прямо видим: вот он, искус­ственный интеллект, вот он сколько стоит, вот сколько на нем может заработать инвестор, вот сколько — предприниматель».

У петербуржцев принято вздыхать о своей провинциальной судьбе. Ну что же, хотели быть столицей — не жалуйтесь. Даже московские улицы так не шумят, как шумели наши Рубинштейны и Крестовские. Форум уже давно перерос границы выставочных пространств, а переговоры продолжались в барах и ресторанах.

«Просто гуляя по этому красивому городу, мы встретили огромное количество людей из инновационных структур. На Рубинштейна в том числе. Ряд компаний устраивали свои ивенты на площадках в городе. Например, в Планетарии ВЭБ дал возможность хорошего нетворкинга. На стендах в «Экспофоруме» было столько топ–менеджеров, сколько мы видели только один раз в жизни — в разделе «контакты» на сайте компании. Я здесь случайно совершенно столкнулся с человеком, встречи с которым не мог добиться порядка полутора лет. Мы познакомились, переместились в переговорную и обсудили важный для наших компаний проект», — рассказал Андрей Юдников, генеральный директор сервиса облачного видеонаблюдения и видеоаналитики для бизнеса Ivideon.

«Я вообще не очень понимаю, откуда взялось это скептическое отношение к форуму, почему многие спрашивают: а вот что в реальности? — поделился мнением с «ДП» генеральный директор BIOCAD Дмитрий Морозов. — В реальности много чего! Во–первых, прекрасно организованное мероприятие. Международное признание нашего города как столицы, в которой решаются все основные экономические вопросы. Плюс, естественно, гостиницы полные, все услуги продаются втридорога. И это прекрасно, что ребята смогут заработать деньги, это поможет им пережить непростую зиму. Нельзя ждать, что форум пройдет и сразу начнутся изменения. Это системные вопросы».

По наблюдениям телеграм–каналов, у нынешнего форума была еще одна странная особенность: обилие девушек–эскортниц. Но это, впрочем, едва ли достойно упоминания в качестве итога.

В конце концов, чем бы предпринимательское дитя ни тешилось, лишь бы в тюрьму не село. Через год — снова перекличка, тогда и посмотрим, скольким удалось остаться на плаву.
Андрей Жуков,
редактор
Время умнеть
Сетевые энергокомпании смогут использовать свою инфраструктуру по передаче электрического тока для работы с данными — в первую очередь для развития интернета вещей. Прорывные технологии этой трансформации оказались в центре внимания ПМЭФ.
Сейчас к каждой квартире подведен целый пучок проводов — электрический, телевизионный, оптоволоконный, телефонный и т. д. Этот моток кабелей зачастую выглядит неэстетично, нуждается в обслуживании и затратен.

Между тем современные технологии позволяют отказаться от проводного многообразия, ограничившись одной общей точкой входа. Скорее всего, в ближайшем будущем такая практика будет распространена повсеместно. А вот кто будет оператором данных, передаваемых по единому кабелю, пока не очевидно. Это может быть энергокомпания, интернет–провайдер, телеком–оператор или даже банк.

Глобальный бизнес достиг такого уровня развития, при котором конкуренция переходит с внутриотраслевого уровня на межотраслевой. «Телеком–компании сейчас конкурируют с банками, ретейлом и интернет–провайдерами. Крупные игроки формируют экосистемы, входят в партнерства, чтобы получить прямой доступ к клиенту, использовать свою инфраструктуру и предоставлять новые сервисы», — отметил на сессии «Cтратегический вектор энергетических компаний в платформенной экономике» ПМЭФ–2019 Павел Гонтарев, управляющий директор «Мail.ru Цифровые технологии».

Действительно, например, еще лет десять назад успешность и значимость банка во многом зависела от числа его розничных отделений. При этом конкурировали банки исключительно друг с другом. «Сегодня все поменялось. Отрасль вошла в стадию трансформации», — сказал Павел Гонтарев. Некоторые банки запускают собственных виртуальных операторов, а сотовые компании предоставляют банковские услуги.

Чтобы быть успешным мировым ретейлером, как показывает пример компании Alibaba, не обязательно содержать сеть складов, чтобы быть крупнейшим оператором такси, нет необходимости содержать собственный автопарк, а чтобы, как «Фейсбук», являться одной из крупнейших медиакомпаний, не нужно создавать собственный контент. Такая трансформация постепенно распространяется на новые сферы деятельности, например нефтяную и газовую. Закономерно, что электросетевые компании начинают всерьез изучать возможность формирования единой технологической платформы.

Новые услуги

Впрочем, глобальные изменения в энергетике происходят уже не один год. Трансформация отрасли станет возможной после цифровизации электрических сетей. В 2016 году президиум Совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России одобрил инициативу EnergyNet, которая направлена на масштабное внедрение элементов умной энергетики. Вполне логично, что процесс внедрения умных систем начался именно в сетевом секторе электроэнергетики. «Электросети являются связующим звеном и технологическим интегратором энергосистемы, сетевой комплекс обладает доступом ко всем потребителям России», — пояснил заместитель министра энергетики РФ Юрий Маневич. По его мнению, если на базе электросетевой инфраструктуры сформировать цифровую энергетическую платформу, то можно снизить транзакционные издерж­ки, расширить перечень оказываемых услуг и повысить эффективность.

С цифровизацией инфраструктуры перед сетевыми компаниями открываются огромные возможности для развития и оптимизации бизнеса. «В России 50 млн домохозяйств, в каждом из них есть холодильник, который по­требляет 150 кВт. В сумме это дает 7,5 гВт установленной мощности, а это 5 % всей пиковой нагрузки страны. Энергетики могут оптимизировать процесс управления этими холодильниками за счет контроля над ними», — считает Кристоф Фрай, главный исполнительный директор Мирового энергетического совета. Включая холодильники не одновременно, а последовательно, можно существенно сократить нагрузку на сеть.

«Можно удешевить стоимость передачи энергии, — полагает Павел Ливинский, генеральный директор ПАО «Россети». — К 2030 году энергокомпании станут основным поставщиком так называемого интернета вещей. Мы не будем отгружать товар по цене оплаченных киловатт–часов, а сможем заработать на других услугах».

«Семь из десяти крупнейших холдингов мира являются цифровыми платформами», — рассуждает Павел Ливинский.

Если в России старт цифровизации энергетики был дан сравнительно недавно, то мировые энергокомпании идут по этому пути уже много лет и уже добились определенных успехов. «Около 15 лет назад мы одними из первых развернули сеть из 32 млн датчиков, — сообщил Франческо Стараче, генеральный директор Enel S.p.А. — Это обошлось нам в 2,3 млр­д рублей. С помощью датчиков мы автоматизировали биллинг, поставили систему выявления мошенничества и в результате за 3 года вернули инвестиции».

Отсутствие опыта
Впрочем, наряду с позитивными моментами цифровизация все еще сопряжена с множеством рисков, обратил внимание Алексей Соколов, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. По его словам, это прежде всего отсутствие опыта внедре­ния интернета вещей в масштабе страны, необходимость окупать уже вложенные инвестиции, а также серьезные требования к информационной безопасности и защите инфраструктуры.

«Количество устройств, подключенных к интернету, превысило население Земли, в год это число растет на 20–30 %. Примерно 15 % этих датчиков задей­ствовано в сфере электросетевого комплекса. Рост интернета вещей будет генерировать растущий объем трафика, а значит, возникают новые требования к устойчивости функцио­нирования единой сети электросвязи страны, — отметил Алексей Соколов. — С 2016 года Минкомсвязь фиксирует рост числа атак с использованием умных датчиков. Мошенники пользуются тем, что многие производители умных приборов закладывают слабую модель безопасности, а пользователи не меняют ее».

Вектор определен

Какую роль займет электро­энергетика в этой меж­отраслевой конкуренции, будут ли компании оказывать дополнительные услуги, зная профиль энергопотребления клиента, или создавать собственную платежную систему, пока неясно. «Все будет зависеть от того, насколько представители отрасли будут агрессивны», — полагает Павел Гонтарев.

Впрочем, если на законодательном уровне не будут введены мотивирующие к переменам изменения, то большинство инициатив, обсуждаемых на форуме, останутся на уровне разговоров. Дело в том, что с 2019 года, согласно ранее озвучиваемым планам «Россетей», на цифровизацию планируется ежегодно выделять около 20 % от инвестпрограммы компаний. Но при этом инвестпрограммы компаний корректируются ежегодно, а вместе с ними и тарифы на передачу. То есть, если компании смогут оптимизировать свои инвестпрограммы, в следующем году им придется работать по пониженным тарифам. Это означает, что средств на дальнейшую цифровизацию они получат меньше. По мнению Валерия С­елезнева, первого заместителя председателя комитета Госдумы по энергетике, необходим переход на долгосрочное тарифообразова­ние минимум на 10 лет. Тогда полученная экономия не будет выпадать из тарифа. Соответствующие предложения находятся на рассмотрении Госдумы, но пока не приняты.
Андрей Рюмин,
генеральный директор ПАО «Ленэнерго»
В направлении цифровизации движутся все электросетевые компании, и «Ленэнерго» — не исключение. Мы реализуем ряд пилотных проектов по цифровизации сети, которая подразумевает создание цифровых районов электрических сетей, строительство новых цифровых подстанций, внедрение интеллектуального учета и т. д.

В группе компаний «Россети»
реализуются такие проекты, как «цифровой монтер», предполагающий использование цифровых технологий в действиях линейного персонала. Планируется использование квадрокоптеров для облета воздушных сетей, что позволит значительно сократить сроки выявления поврежденного участка сети. В дальнейшем это позволит собрать в один блок всю информацию об инфраструктуре и далее на основе предиктивной аналитики с помощью компьютера определять, к примеру, какие участки сети требуют первоочередного ремонта. «Ленэнерго», безусловно, рассматривает эти инновации для перспективного применения в своей работе.