Один раз объяснили, другой…
То, что качество торговых площадей и общепита на российских вокзалах может быть далеко от идеала, не раз отмечали и предприниматели, и бизнесмены.
Сотрудник, который больше 5 лет проработал в структуре РЖД, в отделе имущественных отношений Ладожского вокзала, на условиях анонимности поделился с "ДП" своим мнением о том, почему так происходит.
"Периодически приходят арендаторы, которые обычно работают на вокзалах, в аэропортах во всем мире, то есть кофейни вроде "Старбакса" или местные фирмы вроде "Кофе-хауза", американские фастфуды, российский сетевой общепит, всякие блинные и так далее, торговые сети. Приходят и уходят.
Нет такой практики, чтобы арендатор пришел, скажем так, в какой-то офис продаж, узнал там прайс или поучаствовал в торгах, и просто так взял и получил бы точку, — такое мнение мне высказывали собеседники. Нужно знать, к кому обратиться, с кем договориться, через кого прийти. Найти таких нужных людей не так уж просто. Даже ко мне порой обращаются знакомые, и не только из Петербурга, а также и из влиятельных ведомств и компаний из Москвы. Они спрашивают, к кому идти, хотя я уже в РЖД и не работаю. Я говорю, что уже не знаю, и спрашиваю, неужели их статус не помогает решить этот вопрос? Они только разводят руками.
В отделы управления вокзалами периодически на работу приходят люди, которые хотят что-то изменить, но быстро уходят. Несколько лет назад пришла женщина в возрасте, пыталась навести порядок, стала сверять кадастровые планы с реальностью, спрашивать, где пожарный выход, где проводка проходит и так далее. Ей объяснили, что договоры подписывали давным-давно, а после было множество перепланировок и реконструкция. Один раз объяснили, второй раз объяснили, а она все не сдавалась, очень хотела привести все в порядок. Уволилась очень быстро. Всем было ее жаль, но чем тут поможешь.
Это устоявшаяся система. Ее выстраивали больше 10 лет. Над имущественным отделом вокзала есть начальник, над начальником —глава местной дирекции, дальше — московское руководство. Причем местные начальники общаются с московским руководством и подписывают документы. Приедут, подпишут, посовещаются, уедут. Кстати, все они — очень интеллигентные, приятные люди. Но вопросы, которые им нужно решать,— финансовые. Качество и международный уровень торговли на вокзалах — похоже, не их вопросы.
Руководители еще любят рассказывать, что в 1990-х было гораздо хуже, просто ужасно, и вот они пришли и героически навели порядок, буквально совершили подвиг всероссийского масштаба в честь дня рождения любимого города. При этом не говорится о прибылях примерно до 1 млрд рублей в год. И
кафе в стиле советской столовой с ценами элитного ресторана и ларьки с китайскими сувенирами, видимо, остаются незамеченными".