Основные принципы составления антирейтинга не изменились: зодчие (см. «Участники опроса») перечисляли самые некрасивые новостройки последних лет на условиях анонимности. Этот принцип хорошо объясним: публичная критика за пределами Градсовета в архитектурной среде Петербурга не принята. А так можно говорить свободно, а значит — объективно. К тому же это та область, которую рассудит время, любят повторять зодчие. Примеры Дома Зингера и Елисеевского магазина, которые современники восприняли с громкой критикой, а теперь без них не представить Невский проспект, всем понятны и уже набили оскомину.
При этом участники опроса зачастую высказывались более чем нелицеприятно. «Честно говоря, вы меня расстроили, я и не знал, что столько дерьма строится в городе», — рубит наотмашь руководитель известного архитектурного бюро, посмотрев список построенных в Петербурге за 3 года зданий. «Я бы, конечно, просто всем поставил минус, выбрать всего три сложновато», — вторил ему коллега. «Вообще–то к перечню из трех неудачных построек можно смело добавить еще пять–семь, одна другой хуже», — соглашается третий архитектор.
Безусловно, антирейтинг — не полномасштабное исследование, но некий срез мнений архитекторов, который может оказаться важным и для профессионального сообщества. Как и в прошлые разы, не все эксперты согласились участвовать в опросе. Так, например, Владимир Григорьев, поменяв статус руководителя архитектурного бюро (автор «Галереи») на должность главного архитектора Петербурга, на этот раз в опросе решил не участвовать, однако передал через своего пресс–секретаря, что заинтересован увидеть его результаты.
Как показывает практика, каждый раз у антирейтинга есть свой «фаворит». В 2010 году им стал жилой комплекс «Монблан» на Пироговской наб., а спустя 3 года с большим отрывом первенствовала вторая сцена Мариинского театра. Безусловным лидером антирейтинга в этот раз стал бизнес–центр компании «Лукойл» на Аптекарской наб. И, кстати, если в свое время против Мариинки–2 высказывались и архитекторы, и общественность, то в отношении дворца «Лукойла» мнения могут разойтись — «народ, как известно, классику любит». К тому же, глядя на это здание, просто прохожий может и вовсе подумать, что оно стоит здесь уже сотню лет.
Такой подход в строительстве зданий — с использованием элементов стилей прошлых веков — может быть ответом заказчиков–застройщиков на критику градозащитников. В антирейтинг попали объекты как будто со слоганом «построены в петербургском стиле». Что это за стиль такой — не так важно, главное — не вызвать недовольства ни горожан, ни городского начальства — тут уж не до смелых экспериментов современной архитектуры. Среди построек этой серии — бизнес–центр, воздвигнутый на месте касс БКЗ «Октябрьский», кинотеатр «Великан» в Александровском саду, «Дом на Дворянской» и другие.
«Я уже не могу слушать градозащитников, когда господин Сокуров называет нас волчьей стаей… Нельзя так относиться к профессиональному сообществу, — рассказал один из архитекторов. — При этом никто не говорит о застройщиках. Я бы составил рейтинг застройщиков, которые больше всех набезобразничали в городе, застраивая любое местечко всякой дрянью».
Возмущение архитекторов вызывает и безликая массовая застройка. За 3 года в Петербурге и пригородных районах Ленобласти введено в эксплуатацию более 10 млн м2 жилой недвижимости, и в большинстве своем она не отвечает представлениям архитекторов о прекрасном. В наш антирейтинг попал, например, ЖК «София» на Южном шоссе у парка Интернационалистов, но на самом деле таких «софий» по всему городу множество — принцип покрасить фасады в разные цвета и тогда комплекс станет «поживее» и «поуютнее», к сожалению, главенствует. «Я бы всему современному жилью поставил минус — изготовление трущоб не требует оценки. Дискуссия должна быть не на уровне «нравится — не нравится» — откуда я знаю, может быть, через 10 или 100 лет скажут, что это шедевр, — говорить надо в целом о том, что все массовое жилье — это катастрофа для города», — возмущается руководитель архитектурной студии.
Чтобы уравновесить картину, в этот раз мы выяснили у зодчих, какие городские здания оказались удачными. Абсолютных лидеров два, оба построены в центре города, но не только вписались в среду, но даже улучшили ее — Новая сцена Александринского театра на наб. реки Фонтанки и жилой комплекс с БЦ в Ковенском пер., 5. Также приглянутся архитекторам небольшой дом на Малом пр. В.О. — как и Новая сцена, это проект мастерской «Земцов, Кондиайн и партнеры». Кстати, Юрий Земцов участвовал в создании торгового комплекса «Невский центр», больше известного как здание универмага Stockmann и признанного еще при Валентине Матвиенко одной из градостроительных ошибок.