О том, как обстояли дела в конце 1980-х и в 1990-е, рассказывать, пожалуй, и не стоит – когда рушится великая держава, трудно приходится всем. Для кого-то эти годы, может быть, и «святые», но и заводу, и городу в этот период пришлось, мягко говоря, непросто. Хотя справедливости ради нужно сказать, что и в этот период на ОНПЗ осваивались новые технологии, появлялось новейшее оборудование, жизнь продолжалась.
Новые времена для Омского нефтеперерабатывающего настали в 2000-х – с момента, когда он стал частью компании «Газпром нефть». Таких масштабных перемен здесь не было, наверное, с конца 1960-х. С 2008 года на заводе стартовала крупномасштабная программа модернизации, которую проще, наверное, назвать полной перестройкой предприятия с нуля.
Какая же цель масштабной модернизации? Переработка нефти – максимально глубокая и тщательная: в дело идет до 94% объема нефти. Первичная перегонка позволяет разделить ее на четыре основные фракции, а дальше начинается самое интересное – каждая из них тоже разбирается буквально по частям. И даже оставшийся вязкий мазут отправляется теперь не в топки котельных – благо котельных, работающих на этом топливе, осталось совсем немного, – а на установку каталитического крекинга, где из этой тяжелой и вязкой массы удается извлечь еще немало полезного – легкие углеводородные газы, дополнительное количество бензина, дизельное топливо, тяжелый газойль, нефтяной кокс. А из более легких фракций готовятся бензин, авиационный керосин, дизельное топливо, смазочные масла, смазки, сырье для нефтехимии. Каждый восьмой литр бензина в России родом именно отсюда.
К 2020 году, кстати, глубину переработки обещают увеличить еще больше – до 97%. То есть из нефти станут выжимать практически все, а устаревшее оборудование, которого на территории осталось совсем немного, будет заменено самым современным, какое только можно купить за деньги. Деньги, впрочем, немалые: общий объем инвестиций в программу модернизации ОНПЗ составляет больше 300 млрд рублей.