Путь нефти: волшебные превращения
Любое крупное предприятие производит на неподготовленного зрителя впечатление своими масштабами, подавляет размерами узлов и механизмов. Но даже тому, кто считает, что видел все, стоит посетить Омский нефтеперерабатывающий завод. Просто для того, чтобы еще раз подивиться делам рук человеческих.
С экскурсии на предприятие, где черное золото превращается в готовые нефтепродукты, «Деловой Петербург» начинает совместный проект с компанией «Газпром нефть», в ходе которого мы расскажем про весь путь нефти – от недр до потребителя – так, как будто вы видели это своими глазами.


270 га площади, 160 км внутренних дорог и 7 тыс. км трубопроводов, высота оборудования – от 30 м. От рассматривания упирающихся в облака громадин установок у автора этого текста до сих пор ноет шея. Здесь поневоле чувствуешь себя муравьем, случайно заползшим на гигантскую шахматную доску.

Ассоциация с шахматной доской не надуманна: вся огромная территория завода разделена на квадраты – «планшеты». На одних высятся гигантские установки для переработки нефти, другие остаются свободными в целях безопасности либо в качестве площадей для перспективного использования.

Расстояния здесь такие, что между разными объектами приходится передвигаться исключительно на автотранспорте. Или на автобусе – тут есть свои внутренние маршруты и даже автобусные остановки. Или на велосипеде. Пешком – не находишься. В этом нам пришлось убедиться на личном опыте.

Удивительно, но здесь почти не пахнет нефтью или бензином. Современные технологии, применяющиеся на ОНПЗ, таковы, что в атмосферу ничего лишнего не попадает, – в дело идет решительно все. И основной запах на заводе летом – это запах свежескошенной травы. Как-то это слегка ломает шаблоны – стереотипные представления о том, «чем пахнут ремесла».
Самый большой перегонный куб
Впрочем, так было, разумеется, не всегда. 62 года назад, когда ОНПЗ только-только поднялся на окраине небольшого в ту пору города Омска, пахло здесь и нефтью, доставлявшейся на завод из Башкирии по железной дороге – в цистернах, и соляркой, под которую было изначально «заточено» производство. Нефтепровод Туймазы – Омск протяженностью без малого полторы тысячи километров был введен в строй только через полгода после запуска предприятия.

Ароматы над Омском той поры представить себе нетрудно, ведь установка для первичной переработки нефти – это, по сути, огромный дистиллятор, или в просторечии самогонный аппарат. Ее задача – разделить нефть на фракции, отделив легкие от тяжелых, так, чтобы на дне осталась самая тяжелая – мазут. И это сейчас нефтяники стараются не упустить ни грамма «выхлопа» в воздух, понимая, сколько эти граммы стоят в долларах, а в 1955-м об этом особо не думали, так что аромат над заводом стоял, мягко говоря, своеобразный.

Изначально относительно небольшой, ОНПЗ расширялся с каждым годом, появлялись новые технологии и техника для них. Сейчас и представить-то себе сложно, что изначально ассортимент продукции состоял всего из четырех наименований! В общем-то, вся история завода – это история строительства. Постоянно строились новые установки и выводились из эксплуатации выработавшие свой ресурс старые, росла протяженность трубопроводной системы. Небольшой поселок нефтяников, выросший у проходной, превратился сперва в немаленький городок, обеспеченный всей необходимой инфраструктурой – школами, поликлиниками, магазинами, а потом и вовсе разросся так, что слился с Омском. А в это время в Сибири открывались новые нефтяные месторождения, придававшие дополнительный импульс для развития. Всего несколько лет – и времена, когда завод производил только прямогонный бензин, керосин, солярку и мазут, остались в прошлом, список выпускаемой продукции вырос в разы. Да и объем производства всего за первое десятилетие стал больше раз в двадцать. К середине 1970-х это было самое мощное нефтеперерабатывающее предприятие страны.
О том, как обстояли дела в конце 1980-х и в 1990-е, рассказывать, пожалуй, и не стоит – когда рушится великая держава, трудно приходится всем. Для кого-то эти годы, может быть, и «святые», но и заводу, и городу в этот период пришлось, мягко говоря, непросто. Хотя справедливости ради нужно сказать, что и в этот период на ОНПЗ осваивались новые технологии, появлялось новейшее оборудование, жизнь продолжалась.

Новые времена для Омского нефтеперерабатывающего настали в 2000-х – с момента, когда он стал частью компании «Газпром нефть». Таких масштабных перемен здесь не было, наверное, с конца 1960-х. С 2008 года на заводе стартовала крупномасштабная программа модернизации, которую проще, наверное, назвать полной перестройкой предприятия с нуля.

Какая же цель масштабной модернизации? Переработка нефти – максимально глубокая и тщательная: в дело идет до 94% объема нефти. Первичная перегонка позволяет разделить ее на четыре основные фракции, а дальше начинается самое интересное – каждая из них тоже разбирается буквально по частям. И даже оставшийся вязкий мазут отправляется теперь не в топки котельных – благо котельных, работающих на этом топливе, осталось совсем немного, – а на установку каталитического крекинга, где из этой тяжелой и вязкой массы удается извлечь еще немало полезного – легкие углеводородные газы, дополнительное количество бензина, дизельное топливо, тяжелый газойль, нефтяной кокс. А из более легких фракций готовятся бензин, авиационный керосин, дизельное топливо, смазочные масла, смазки, сырье для нефтехимии. Каждый восьмой литр бензина в России родом именно отсюда.

К 2020 году, кстати, глубину переработки обещают увеличить еще больше – до 97%. То есть из нефти станут выжимать практически все, а устаревшее оборудование, которого на территории осталось совсем немного, будет заменено самым современным, какое только можно купить за деньги. Деньги, впрочем, немалые: общий объем инвестиций в программу модернизации ОНПЗ составляет больше 300 млрд рублей.
Факел и бункер
Разумеется, никто давно уже не заливает в бак автомобиля прямогонный бензин. Сегодня бензины омского производства готовятся из 13 различных компонентов, причем такая составляющая, как сера, практически отсутствует, а все производимое ОНПЗ моторное топливо соответствует экологическому классу «Евро-5».

Кстати, то, что на заводе не пахнет бензином, – это тоже веяние последних времен. При росте производства на 30% воздействие на окружающую среду снизилось на 36%. Говорят, кстати, что все к тому же 2020 году предприятие станет экологичнее еще на 28%, благо современная техника это позволяет. Ну а в том, что и сегодня дела в этом направлении идут неплохо, порукой местные зайцы и куропатки, которые водятся даже на территории предприятия.

Есть и еще одна причина отсутствия запахов: все горючие газы и пары, не подлежащие дальнейшей переработке, утилизируются в уникальной для отрасли закрытой факельной установке, превращаясь по всем законам органической химии в воду и углекислый газ. Принцип установки следующий: в герметичной системе функционируют 665 форсунок, которые и обеспечивают бездымное горение. Проект отечественный, российский. К 2020 году планируется монтаж еще одной точно такой же. Факел немаленький – 54 м в высоту. Впрочем, здесь все такое. Даже местный центр управления – Объединенная операторная.

В принципе современный завод не так уж сильно нуждается в присутствии персонала у каждой установки. Все процессы контролируются тысячами датчиков, камерами наблюдения, дистанционными системами. Так обстоят дела и на обновленном ОНПЗ. Все нити управления сходятся в бункере, в котором, кажется, можно пересидеть любые катаклизмы, от степного пожара до появления планеты Нибиру. «Операторная защищена максимально, – говорит Дмитрий Храпов, главный технолог нефтеперерабатывающего завода. – Она приспособлена для автономного существования на протяжении длительного времени в условиях нештатной ситуации». Глядя на тяжелую сейфовую входную дверь, в это веришь. А осознавая, что по 7000 км трубопроводов, пронизывающих завод как кровеносная система, циркулирует не только нефть, но и технологические жидкости типа серной кислоты, понимаешь, что предосторожность эта отнюдь не напрасна: случись хоть что, без управления завод не останется.
Масло масляное
В процессе развития завода рядом с ним появилось еще одно предприятие, не имеющее непосредственного отношения к основному производственному топливному циклу, но тесно с ним связанное, – Омский завод смазочных материалов. Предприятие это по сравнению с ОНПЗ молодое, но более чем солидное: 300 тыс. т смазочных масел в год – это объем нешуточный. А ассортимент из 350 наименований продукции впечатляет еще больше. Как и название ведущей торговой марки завода – G-Energy. Да, это масло, название которого знают даже принципиальные пешеходы, никогда не садящиеся за руль, делается именно тут.
Ну а источник сырья для производства всего этого разнообразия находится рядом, буквально в километре. Потому что все базируется на маслах, получаемых с ОНПЗ. Благодаря такому полезному исторически сложившемуся соседству для того, чтобы изготовить партию продукции объемом в целый железнодорожный состав, требуется всего часа четыре. А поскольку железнодорожные пути подходят прямо к складам, то и для отгрузки товара времени много не нужно. В общем, если нужно что-то срочно смазать – звоните в Омск!

На самом деле досужему журналисту или блогеру на ОНПЗ покажут, конечно, далеко не все. Все-таки предприятие стратегического значения. Но и того, что удалось рассмотреть, хватает, чтобы эмоции перехлестывали все границы, а фактура выпирала углами за рамки стандартной статьи. Как ни посмотри, а такое предприятие – это что-то на грани чуда. Разработать и построить циклопические установки, заставить их работать, включив в единый рабочий цикл, создать систему управления, позволяющую вести работу удаленно, из единого центра, – это чистой воды фантастика.
Автор: Сергей Кормилицын
Фото: Сергей Кормилицын, ПАО «Газпром нефть», видео - ПАО "Газпром нефть"
Made on
Tilda