По данным анкетирования «ДП», общий лизинговый портфель в городе у участников рынка вырос с 139,5 млрд до 164,2 млрд рублей, из них на компании с петербургской регистрацией пришлось 52,2 млрд — доля рынка 32%. По сравнению с результатами 2018 года местные игроки сумели нарастить бизнес на 43%, увеличив портфели на 15,7 млрд рублей, доля рынка при этом выросла на 6 процентных пунктов (п. п.). Объемы бизнеса иногородних участников выросли всего на 9% (8,8 млрд рублей), они потеряли 6 п. п. доли рынка.
Тренд на удешевление
По оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», российский рынок лизинга по объему нового бизнеса вырос на 15%, до 1,5 трлн рублей, против роста на 18% по итогам 2018 года или на 48% в 2017 году. Если ориентироваться на данный показатель, то, по данным анкетирования «ДП», объем нового бизнеса в Петербурге вырос на 33%, до 64,5 млрд рублей. По мнению редакции, критерий платежей к получению, который формирует лизинговый портфель, наиболее точно показывает масштабы бизнеса в регионе. На динамику прироста портфеля в 2019 году существенное влияние оказало изменение ключевой ставки Банком России (с января 2019–го ЦБ РФ 5 раз снижал ее — с 7,75% годовых на начало января до 6,25% к декабрю, в текущем году тренд продолжился, и до июня 2020–го действует ставка 5,5% годовых).
«Лизинг стал дешевле», — говорит Михаил Фрид, генеральный директор ООО «А–Лизинг». «На стоимость услуги оказывают влияние стоимость фондирования, расходы на заключение и сопровождение сделки, маржа компании, — комментирует Елизавета Дворникова, региональный директор по СЗФО компании "Интерлизинг". — Ставка фондирования зависит от ключевой ставки ЦБ РФ, снижение которой ведет к уменьшению стоимости лизинговой услуги и наоборот. Динамика же изменения ключевой ставки в 2019 году впечатляет».
«Ставка по лизингу сократилась на 1,5–2% в среднем по рынку в 2019 году», — подсчитала Елена Блохина, директор филиала «Райффайзен–Лизинг» в Петербурге. Из–за этого компаниям удалось удешевить собственное фондирование и, как следствие, снизить стоимость лизинга, вовлекая в круг своих клиентов новые сегменты бизнеса.
Игроки, работающие на рынке не первый год, столкнулись с новой, но предсказуемой реальностью — снижением маржинальности и доходности компаний на фоне растущей конкуренции.
Давление количеством
С коллегой согласна и Александра Христофорова, совладелец лизинговой компании «Петербургснаб». «Мы наблюдаем повышение конкуренции, в том числе потому, что ряд топовых компаний, специализировавшихся на работе по автолизингу, стали работать и по лизингу оборудования, в связи с чем и в этом сегменте также повысилась конкуренция», — отмечает эксперт.
По ее словам, здесь стало сложно завоевывать клиентов из–за большего количества игроков, в том числе дочерних банковских лизинговых компаний, обладающих низкой стоимостью фондирования.
Потенциальные получатели услуги, даже представители малого и микробизнеса, при выборе лизингодателя в первую очередь смотрят на эффективную ставку.
«Крупные клиенты распределены в основном среди топ–20 лизинговых компаний, а точки для роста в отрасли приходится искать, — говорит Христофорова. — Поэтому многие выходят в сегмент малого бизнеса и начинают работать с оборудованием, в итоге ожесточенная конкуренция приводит к снижению маржинальности и повышению рисков, связанных с качеством заемщиков и ликвидностью предмета лизинга».
Еще один фактор, оказавший влияние на развитие автолизинга, — рост рекомендованных розничных цен на автомобили.
«Прошлый год начался с роста ставки НДС на 2%, из–за подорожания транспортных средств предприниматели чаще стали обращать внимание на лизинговые инструменты финансирования обновления или пополнения автопарка», — отмечает Максим Агаджанов, гендиректор «Газпромбанк лизинг».
Из–за конкуренции компании стали предлагать дополнительные услуги — помощь на дорогах, юридическое сопровождение предметов лизинга, техническое обслуживание.
«Они оказываются в рамках действующих договоров, то есть стоимость включается в ежемесячные платежи, что менее накладно для клиентов», — прокомментировал Агаджанов.
Падение на росте
В целом в минувшем году этот рынок претерпел существенные изменения. «Изменились не только параметры сделок, но и предпочтения клиентов и важные для них факторы, — говорит Евгений Курбакин, региональный директор департамента продаж лизинговой компании Carcade. — В договорах значительно снизился аванс, если раньше большая часть лизингополучателей стремилась вносить максимальные первые платежи, то в прошедшем году большая часть сделок проходила при минимальном авансе».
По оценке эксперта, также тенденцией 2019 года стали обращения лизингополучателей, которые рассчитывали на финансирование с нулевым первым взносом. Увеличился и срок финансирования: большая часть получателей услуги стала предпочитать длительные сроки (4 года и более).
«Оба этих тренда отражают снижающуюся прибыль бизнеса практически во всех сферах, в условиях растущей конкуренции заключение договора требует все более профессионального подхода, а зачастую и вообще формирования индивидуальных условий», — подчеркнул Курбакин.
Вместе с тем участники рынка отмечают, что на фоне роста продаж темпы роста лизинга снижаются. «Основные сложности — снижение уровня продаж автотранспорта, нестабильная ситуация с выделением государственных субсидий на его поддержку и отсутствие четко обозначенных перспектив в сфере выделения субсидий, — отмечает Евгения Гусева, маркетолог ГК "Ураллизинг". — По итогам года резко увеличилось количество запросов на лизинг б/у техники и на возвратный лизинг».
По ее словам, компании продолжили наблюдать несостоятельность программы импортозамещения в автобизнесе, особенно в области продаж грузового автотранспорта.
«Все меньше доля лизинговых продаж грузовых автомобилей отечественного производства (КамАЗ, "Урал") и все больше запросов на марки Scania, Volvo, DAF, MAN и Mercedes–Benz», — подчеркнула она.
В целом, как отмечают участники рынка, 2019 год напомнил ситуацию, которая была в 2008–м. Крупные игроки наращивали объемы, тогда как большое количество микропредприятий закончили свою деятельность, не справляясь с жесткой конкурентной борьбой. При этом наблюдается появление большого количества вновь созданных компаний, перспективы развития которых пока не ясны.
Ротация собственников
Под конец минувшего года стало известно, что мажоритарный собственник петербургской компании «Контрол лизинг» Михаил Жарницкий увеличил в ней свою долю с 50,1 до 74,9% (по итогам 2019 года в рейтинге «ДП» ее портфель составлял 3% общего лизингового портфеля, или 9% среди петербургских участников). Из капитала компании вышла УК «Трансфингрупп», связанная с РЖД, которая владела 49,9% «Контрол лизинга» с 2015 года.
В конце марта уже текущего года «Газпромбанк лизинг» сообщил о приобретении калининградской компании Carcade (новый собственник стал владельцем 68% доли уставного капитала ООО «Каркаде», еще 32% доли досталось дочерней компании Газпромбанка — ООО «Новые Финансовые Технологии»).
Доля компании на общем рынке Петербурга на конец года достигала 2,4% и 3,5% — среди иногородних лизингодателей.
Семен Филиппов
gazeta@dp.ru