Кризисный рынок
Минувший год для лизинговых компаний оказался чуть менее успешным, чем 2–3 предыдущих: темпы роста порт­фелей замедлились, крупные сделки как по количеству, так и по объему сократились. Большинство региональных игроков увлеклось легковыми автомобилями из–за спроса на них служб такси и каршеринга. Звучали робкие надежды, что 2020–й все исправит и все показатели вновь пойдут в рост. Но весной текущего года лизингодатели наряду с туристической отраслью, общепитом, рынком услуг и так далее из–за коронавируса оказались на пороге неприятностей: лизингополучатели перестали платить — пока по отдель­ным сегментам, а к лету ожидается все большее и большее число неплательщиков.

Предоставлять услуги лизинга может практически любое юрлицо: никаких реестров госструктуры не ведут, все данные, которые публикуют коллеги–журналисты, созданы на доверии — посредством опросов. Поэтому понять объем бизнеса лизингодателей достаточно трудно.

«ДП» составил собственный рейтинг компаний на основе анкетирования. Выборка потенциальных участников проведена после мониторинга систем «Федресурс», «Контур.Фокус», СПАРК. Компаниям предлагалось показать объем нового бизнеса, количество заключенных договоров и портфель (объем платежей к поступлению). Единственным усло­вием, поставленным редакцией, стал сбор данных, которые касаются исключительно бизнеса, зарегистрированного в Петербурге. Таким образом, мы показываем и объем лизинга в городе, и потенциал его роста. Мы осознанно разделили компании по группам — на местных игроков и иногородних. Для определения лидеров в обеих группах была взята динамика портфеля. Данный показатель наиболее объективно отражает активность компании и ее финансовый вклад в бизнес региона.

Ряд компаний отказался от участия в рейтинге: кто–то сослался­ на то, что его бизнес сосредоточен в других регионах («Балтонэксим лизинг СЗ»), другие предложили воспользоваться открытыми данными в интернете («Мейджор авто»), третьи ссылались на иные причины («Интеза лизинг», «Скания лизинг»). Все крупнейшие лизингодатели региона и страны — как, впрочем, и мелкие узкоспециализированные игроки — данные предоставили. По оценке «ДП», итоговый совокупный портфель участников превысил 160 млрд рублей, что составляет не менее двух третей фактического рынка.

Расклад сил на рынке, безусловно, изменится по итогам текущего года. Выживаемость игроков в кризис будет зависеть от их умения выстроить свою риск–политику, переориентации и захвата новых ниш, способности договориться о дешевом фондировании. Но, поскольку спрос на услуги лизинга со стороны как малого, так и крупнейшего бизнеса будет всегда, говорить о грядущем переделе рынка или резком количественном сокращении компаний пока преждевременно.

Редакция
Конкуренция удешевила сделки
По итогам года петербургский бизнес помог лизинговым компаниям увеличить совокупные портфели на 18%
По данным анкетирования «ДП», общий лизинговый порт­фель в городе у участников рынка вырос с 139,5 ­млрд до 164,2 ­млрд рублей, из них на компании с петербургской регистрацией­ пришлось 52,2 млрд — доля рынка 32%. По сравнению с результатами 2018 года местные игроки­ сумели нарастить бизнес на 43%, увеличив портфели­ на 15,7 млрд рублей, доля­ рынка при этом выросла­ на 6 процентных пунктов­ (п. п.). Объемы бизнеса иногородних участников выросли всего на 9% (8,8 млрд­ рублей), они потеряли 6 п. п. доли рынка.
Тренд на удешевление

По оценке рейтингового­ агентства «Эксперт РА», российский рынок лизинга по объему нового бизнеса вырос на 15%, до 1,5 трл­н рублей, против роста на 18% по итогам 2018 года или на 48% в 2017 году. Если ориентироваться на данный показатель, то, по данным анкетирования «ДП», объем нового бизнеса в Петербурге вырос на 33%, до 64,5 ­млрд рублей. По мнению редакции, критерий платежей к получению, который формирует лизинговый портфель, наиболее точно показывает масштабы бизнеса в регионе. На динамику прироста портфеля в 2019 году существенное влияние оказало изменение ключевой ставки Банком России (с января ­2019–го ЦБ РФ 5 раз снижал ее — с 7,75% годовых на начало января до 6,25% к декабрю, в текущем году тренд продолжился, и до июня 2020–го дейст­ву­ет ставка 5,5% годовы­х).

«Лизинг стал дешевле», — говорит Михаил Фрид, генеральный директор ООО «А–Лизинг». «На стоимость услуги оказывают влияние стоимость фондирования, расходы на заключение и сопровождение сделки, маржа компании, — комментирует Елизавета Дворникова, региональный директор по СЗФО компании "Интерлизинг". — Ставка фондирования зависит от ключевой ставки ЦБ РФ, снижение которой ведет к уменьшению стоимости лизинговой услуги и наоборот. Динамика же изменения ключевой ставки в 2019 году впечатляет».

«Ставка по лизингу сократилась на 1,5–2% в среднем по рынку в 2019 году», — подсчитала Елена Блохина, директор филиала «Райффайзен–Лизинг» в Петербурге. Из–за этого компаниям удалось удешевить соб­ственное фондирование и, как следствие, снизить стоимость лизинга, вовлекая в круг своих клиентов новые сегменты бизнеса.

Игроки, работающие на рынке не первый год, столкнулись с новой, но предсказуемой реальностью — снижением маржинальности и доходности компаний на фоне растущей конкуренции.

Давление количеством
С коллегой согласна и Александра Христофо­рова, со­владелец лизинговой компании «Петербургснаб». «Мы наб­людаем повышение конкуренции, в том числе потому, что ряд топовых компаний, специализировавшихся на работе по автолизингу, стали работать и по лизингу оборудования, в связи с чем и в этом сегменте также повысилась конкуренция», — отмечает экспер­т.

По ее словам, здесь стало сложно завоевывать клиентов из–за большего количества игроков, в том числе дочерних банков­ских лизинговых компаний, обладающих низкой стоимостью фондирования.

Потенциальные получатели услуги, даже представители малого и микробизнеса, при выборе лизингодателя в первую очередь смотрят на эффективную ставку.

«Крупные клиенты распределены в основном среди топ–20 лизинговых компаний, а точки для роста в отрасли приходится искать, — говорит Христофорова. — Поэтому многие выходят в сегмент малого бизнеса и начинают работать с оборудованием, в итоге ожесточенная конкуренция приводит к снижению маржинальности и повышению рисков, связанных с качеством заемщиков и ликвидностью предмета лизинга».

Еще один фактор, оказавший влияние на развитие автолизинга, — рост рекомендованных розничных цен на автомобили.

«Прошлый год начался с роста ставки НДС на 2%, из–за подорожания транспортных средств предприниматели чаще стали обращать внимание на лизинговые инструменты финансирования обновления или пополнения автопарка», — отмечает Максим Агаджанов, гендиректор «Газпром­банк лизинг».

Из–за конкуренции компании стали предлагать дополнительные услуги — помощь на дорогах, юридическое сопровождение предметов лизинга, техническое обслуживание.

«Они оказываются в рамках действующих договоров, то есть стоимость включается в ежемесячные платежи, что менее накладно для клиентов», — прокомментировал Агаджанов.

Падение на росте
В целом в минувшем году этот рынок претерпел существенные изменения. «Изменились не только параметры сделок, но и предпочтения клиентов и важные для них факторы, — говорит Евгений Курбакин, региональный директор департамента продаж лизинговой компании Carcade. — В договорах значительно снизился аванс, если раньше большая часть лизингополучателей стремилась вносить максимальные первые платежи, то в прошедшем году большая часть сделок проходила при минимальном авансе».

По оценке эксперта, также тенденцией 2019 года стали обращения лизингополучателей, которые рассчитывали на финансирование с нулевым первым взносом. Увеличился и срок финансирования: большая часть получателей услуги стала предпочитать длительные сроки (4 года и более).

«Оба этих тренда отражают снижающуюся прибыль бизнеса практически во всех сферах, в условиях растущей конкуренции заключение договора требует все более профессионального подхода, а зачастую и вообще формирования индивидуальных условий», — подчеркнул Курбакин.

Вместе с тем участники рынка отмечают, что на фоне роста продаж темпы роста лизинга снижаются. «Основные сложности — снижение уровня продаж автотранспорта, нестабильная ситуация с выделением государственных субсидий на его поддержку и отсутствие четко обозначенных перспектив в сфере выделения субсидий, — отмечает Евгения Гусева, маркетолог ГК "Ураллизинг". — По итогам года резко увеличилось количество запросов на лизинг б/у техники и на возвратный лизинг».

По ее словам, компании продолжили наблюдать несостоятельность программы импортозамещения в автобизнесе, особенно в области продаж грузового автотранспорта.

«Все меньше доля лизинговых продаж грузовых автомобилей отечественного производства (КамАЗ, "Урал") и все больше запросов на марки Scania, Volvo, DAF, MAN и Mercedes–Benz», — подчеркнула она.

В целом, как отмечают участники рынка, 2019 год напомнил ситуацию, которая была в 2008–м. Крупные игроки наращивали объемы, тогда как большое количество микропредприятий закончили свою деятельность, не справляясь с жесткой конкурентной борьбой. При этом наблюдается появление большого количества вновь созданных компаний, перспективы развития которых пока не ясны.

Ротация собственников
Под конец минувшего года стало известно, что мажоритарный собственник петербургской компании «Контрол лизинг» Михаил Жарницкий увеличил в ней свою долю с 50,1 до 74,9% (по итогам 2019 года в рейтинге «ДП» ее порт­фель составлял 3% общего лизингового порт­феля, или 9% среди петербургских участников). Из капитала компании вышла УК «Трансфингрупп», связанная с РЖД, которая владела 49,9% «Контрол лизинга» с 2015 года.

В конце марта уже текущего года «Газпромбанк лизинг» сообщил о приобретении калининградской компании Carcade (новый собственник стал владельцем 68% доли уставного капитала ООО «Каркаде», еще 32% доли досталось дочерней компании Газ­промбанка — ООО «Новые Финансовые Технологии»).

Доля компании на общем рынке Петербурга на конец года достигала 2,4% и 3,5% — среди иногородних лизингодателей.

Семен Филиппов
gazeta@dp.ru

Ожидания роста
Наибольшую положительную динамику показал ж.–д. транспорт, отрицательную — грузовой
Евгений Петров
evgeny.petrov@dp.ru
Крупные промышленные компании откладывают реализацию проектов
При росте общего лизингового портфеля в Петербурге на 18%, по данным анкетирования компаний за 2019 год, отдельные сегменты бизнеса показали разнонаправленную динамику. Наибольший прирост дал лизинг железнодорожного транспорта — на 77%, до показателя 40,2 млрд рублей, сокращение — лизинг грузового транспорта
(–59%, до 22,1 млрд рублей).

Медицина вытянет
Из отраслей, демонстрировавших по итогам года прирост в анкетных данных компаний, также оказался лизинг медоборудования (общий портфель вырос на 64%, до 440 млн рублей), строительной и дорожной техники (на 59%, до 64,1 млрд рублей), легкового транспорта (на 34%, до 22,4 млрд рублей).

Снижение портфелей произошло в сегментах недвижимости (совокупный объем сократился с уровня 1,5 млрд до 890 млн рублей, или на 41%) и маши­ностроении (на 34%, или 1,7 млрд, до 3,3 млрд рублей). Однако перспективы лизинга недвижимости некоторые участники рынка оценивают как благоприятные. «Из–за роста профицита вагонов сегмент ж.– д. лизинга продолжит сжатие, но растет спрос на лизинговые сделки с недвижимостью», — говорит Владимир Пехтерев, директор петербургского филиала «Интеза Лизинг».

«Спрос сохраняется в дорожном хозяйстве, строительстве, авто– и ж.– д. перевозках, сельском хозяйст­ве и пищевом производстве,­ а также в IT и медицине», — отмечает Елена Блохина, директор филиала­ «Райффайзен–Лизинг» в Петербурге. По ее словам, в период стагнации экономики на рынке лизинга­ наблюдается тенденция к сокращению срока и суммы среднего контракта. «Крупные промышленные компании откладывают реализацию инвестпроектов до лучших времен», — подчеркнул эксперт.

«Среди перспективных сегментов можно отметить металлообрабатывающее, полиграфическое и медицинское оборудова­ние, строительную техни­ку, — говорит Дмитрий Пономарев, начальник отдела лизинга оборудования­ и спецтехники компании "Балтийский лизинг". — Что же касается медтехники, то ее доля растет, и в 2020 году у нас позитивные ожидания относительно условий работы в этом сегменте».

По его словам, в прошлом году началась дискуссия о возможности выделения денег медицинским учреждениям для лизинговых платежей из фонда ОМС.
«В сегменте оборудования одним из приоритетных направлений мы считаем медицинское, — согласна с коллегой Елизавета Дворникова, региональный директор по СЗФО компании "Интерлизинг". — Прогнозиру­ем потребность в лизинге­ коммерческой недвижимости». По ее оценке, приросту портфелей в машиностроении будет способ­ствовать разработанная правительством РФ единая лизинговая субсидия, направленная на стимулирование спроса и повышение конкурентоспособности российской промышленной продукции.
«В прошлом году расширилось действие программы льготного лизинга, охватив не только новую российскую спецтехнику, но и оборудование, — рассказывает Алексей Ритор, руководитель представительства компании "Эксперт–Лизинг" в Петербурге. — При этом был ограничен круг производителей субсидируемой техники, а участие в самой госпрограмме смогли принять только те лизинговые компании, которые показали наибольшую результативность использования субсидий в предыдущие годы».

Секонд–хенд
Снижению ставок по лизингу противостоит рост курса валют, из–за которого возросла стоимость импортной техники. Алексан­дра Христофорова, совладелец лизинговой компании «Петербургснаб», отмечает, что в последние годы сохраняется тенден­ция к повышению спроса на б / у технику и оборудование. «После 2015 года, когда сильно выросла валюта, бизнес стал отказываться от приобретения нового импортного оборудования или специализированной техники, — говорит эксперт. — Одновременно ситуация складывалась так, что ряд предприятий сокращали объемы производства, а некоторые банкротились. В результате на рынке появлялось много изъятых объектов по интересным ценам».

По ее словам, в этом направлении интересно работать, так как при понимании проекта и правильной оценке ликвидности­ имущества можно получить доходную сделку. Вместе с тем не многие лизингодатели готовы работать с имуществом старше 5 лет. «Если оборудование восстановленное или техника с небольшой наработкой по мото–часам, то такие основные средства являются рабочими, и клиент может использовать их в своей деятельности, генерировать выручку и выкупать в течение 2–3 лет», — подчеркивает эксперт.

В целом участники рынка не смогли отметить в 2019 году какого–либо подъема экономики и находились в ожидании очередных потрясений и в состоянии неопределенности. Малый бизнес, который­ мог бы поддержать порт­фели лизинговых компаний, становится более рискованным сегментом. «Субъекты малого предпринимательства все чаще выступают на субподряде­ у крупных заказчиков, которые работают по госконтрактам, и там ситуация с неплатежами близка к критической», — говорит один из опрошенных «ДП» руководителей лизинговых компаний. По его словам, госзаказчик не спешит оплачивать подряд, далее генподрядчик не платит субподрядчику, в итоге цепная реакция доходит до конечного исполнителя. «При такой ситуации малый бизнес опасается входить в лизинг или кредит, не чувствуя уверенности», — говорит эксперт.

Другим перспективным направлением для лизингодателей может стать мусорная реформа. Появляются запросы со стороны предпринимателей на транспорт и оборудование, необходимое для мусоропереработки.
В целом же компании смотрят в будущее с оптимизмом. «Ситуацию на рынке мы оцениваем положительно, просто мы перешли от взрывного роста к поступательному развитию, — отмечает Максим Агаджанов, генеральный директор "Газпромбанк Лизинг". — В текущем году как в целом по рынку, так и по Петербургу мы ожидаем сохранения тенденции к дальнейшему проникновению лизингового инструмента финансирования».
алексей биушкин
Нешуточная борьба
Лидер по динамике лизингового портфеля в Петербурге среди иногородних компаний — челябинское ООО «Эксперт–Лизинг» — рассчитывает на прирост вопре­ки пандемии и жесткой конкуренции. Об этом — в интервью гендиректора Алексея Биушкина.
Персона
Алексей Биушкин

- «Родился в Челябинске в 1980 году.

- Окончил Челябинский государственный университет по специальностям «Финансы и кредит» и «Юриспруденция».

- Кандидат экономических наук.

- Действующий член Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области.

- Женат, воспитывает сына и дочь.

- Единственный учредитель и генеральный директор ООО «Эксперт-Лизинг».



О компании
ООО «Эксперт-лизинг»

- Основано в 2006 году в Челябинске.

- Имеет 26 представительств в крупнейших городах России.

- Прибыль после налогообложения за 2019 год составила 563 млн руб.

- Активы по РСБУ на 31.12.2019 — 16,6 млрд руб.

Как давно вы работаете в Петербурге? Сложился ли типовой портрет своего клиента?
— Офис начал работу в марте 2018 года. В штате­ было четыре сотрудника,­ которые с задачей, поставленной на первый год работы в регионе, успешно­ справились. Для дальнейшего охвата доли рынка мы расширили штат до 13 человек, абсолютное­ большинство — продаю­щие менеджеры. Идем вперед темпами, опережающими средние показатели по рынку лизинга как в Петербурге (+170% к 2018 году), так и по компании в целом (+70%).
Типовой портрет нашего клиента в городе: юрлица и ИП с опытом успешного ведения бизнеса более 12 месяцев. В нашем лизинговом портфеле значительная доля — средний бизнес. Такая же статистика и по Петербургу.

Какие направления бизнеса по итогам года дали наибольший прирост и сокращение?

— В целом по компании прирост показали все направления. Львиная доля нового бизнеса приходится на грузовой автотранспорт. Объем здесь вырос практически вдвое. Такой же прирост показал сегмент строительной и строительно–дорожной техники. Лизинг легковых автомобилей удалось увеличить в 1,5 раза.

Это связано с расшире­ни­ем: за год мы вдвое увеличили штат продающих­ сотрудников, открыв в городах 11 представительств.

Темп прироста выше среднерыночного показали и представительства компании, работающие продолжительное время.

Мы связываем динамику с высоким уровнем спроса, мы вовремя смогли предложить лизинговые продукты, разработанные ­совместно с нашими партнерами — дистрибью­торами и производителями техники, страховщиками.

Отличается ли бизнес в Петербурге от других регионов?
— У вас лидерами стали те же направления: грузовой транспорт и спецтехника, они показали прирост даже еще выше, чем в среднем по компании. И, несмотря на ужесточение конкуренции (в Петербурге она значительно выше), выросли и продажи в лизинг легковых автомобилей, в том числе и доля сделок с повторными клиентами, сегмент премиум–класса.

Отрицательная динамика — по лизингу оборудования. В первую очередь из–за расстановки нами приоритетов и направления сил в другие сегменты. Тем не менее этот рынок в городе сохраняет для нас потенциал для роста, здесь много производств в ближайших регионах.

Какие факторы стали определяющими для роста вашего бизнеса в 2019 году в Петербурге?

— Длительная и кропотливая работа. Грамотный персонал и слаженность действий с центральным офисом. В 2020 году наша цель — завоевать максимальную лояльность клиентов, чтобы развивать портфель за счет их рекомендаций.

Сохранят ли сегменты — лидеры прироста динамику и в текущем году?

— Сейчас оптимистичные прогнозы давать сложно, пандемия — долгий процесс. Выделенные на борьбу с ней деньги напрямую скажутся на других отраслях. Но мы не исключаем­ роста после окончания пандемии.

Текущая задача на год — сохранить объемы и выстоять вместе с нашими лизингополучателями. Мы также помогаем наи­более пострадавшим отраслям, что может поддер­жать их в 2020 году и сохранить бизнес.

Оцените конкуренцию среди лизинговых компаний в регионе.
— Рынок Петербурга очень насыщенный, а часть компаний имеет здесь еще и центральный офис, поэтому борьба за внимание клиента иногда нешуточная. Сейчас некоторые коллеги в битве за клиента одобряют лизинг без предоставления финансовых документов, увеличивая прирост за счет повышенного риска.

Наша же стратегия остается неизменной: мы принимаем решение на основании стандартного пакета финансовых документов. Это дает нам возможность тщательно оценить риски и сохранить качество портфеля.

Как ситуация с коронавирусом повлияет на ваши планы?
— Режим самоизоляции и отсутствие деятельности во многих отраслях бьет по карману всех без исключения. Но в целом по стране мы выходим на аналогичные показатели посткризисных годов. Смотря на текущую ситуацию, мы понимаем, что предусмотрительность и качество нашего портфеля — это основа. И мы рассматриваем кризис как время возможностей, чтобы усовершенствовать бизнес-процессы. Строим оптимистичные планы в том числе и в Петербурге, так как объем заключенных договоров в марте и апреле — на стабильно-постоянном уровне.

Семен Филиппов
gazeta@dp.ru
Николай Кулинич
Придется лавировать
Лидер по динамике лизингового портфеля в Петербурге среди местных компаний — ООО «Икс-Лизинг» — на пути диверсификации бизнеса из автолизинговой в универсальные компании. Об этом «ДП» рассказал ее и.о. генерального директора Николай Кулинич.
Персона
Николай Кулинич

- Родился в Петербурге в 1988 году.

- Окончил БГТУ «Военмех» им. Д.В. Устинова, специализация Международный промышленный менеджмент.

- В автолизинге с 2013 года, руководил бизнес-подразделением АО «ВЭБ-лизинг» в Петербурге.

- С момента основания Икс-лизинг отвечал за развитие розничных продаж.



О компании
ООО «Икс-Лизинг»

- Создано в 2018 году

- Центральный офис в Петербурге, филиал в Москве.

- Передано свыше 2 тыс. ед. техники

- Лизинговый портфель по итогам 2019 превысил 1,8 млрд рублей.

-Активы по РСБУ на 31.12.2019 составили 1,52 млрд рублей.

Вы возглавили компанию менее месяца назад, поэтому пока — с приставкой и.о.?
— Мое назначение это необходимость, вызванная диверсификацией нашего бизнеса. Для меня оно стало неожиданным, но я с готовностью принял компанию на период перестроения.

Вы возглавили сравнительно новую компанию.

— Мы привыкли к тому, что длительность работы компании — ее преимущество. Это говорит клиентам, что с этими ребятами можно работать, ведь они уже столько лет на плаву. И это действительно так. Но в отношении X-Leasing я с гордостью говорю, что мы открылись в декабре 2018 года.

Какова доля петербургского бизнеса в вашем портфеле?
— Прошлый год мы посвятили автолизингу, начав работу с микро-, малого и среднего бизнеса Петербурга и Ленобласти, а также Москвы и области. Мы вышли в самый конкурентный сегмент: легковые автомобили, коммерческий транспорт и спецтехника. Именно в этом сегменте работают игроки, которые предлагают самые технологичные решения. За столь короткое время мы вошли в ТОП-100 лизинговых компаний России. По ряду параметров мы в числе 50 сильнейших игроков рынка. Из двух тысяч транспортных средств, которые мы передали в прошлом году, доля легкового и легкового коммерческого транспорта составляет 67%. И это четко отражает то, как мы распределяли свои усилия в работе.

Вы позиционируете себя как компания-партнер одного из банков. Мешает или помогает такое сотрудничество?
— Успех нашего старта связан с командой, составленной из опытных специалистов со всего рынка, а также с нашим стратегическим партнером — банком «Санкт-Петербург». Надо признать, что без этого партнерства в столь тяжелые времена было бы сложно говорить об успехе. Банк поддерживает нас не только финансированием, но и продвижением наших услуг лизинга среди своих клиентов, для которых сформирован специальный продукт с льготными условиями. Их клиентская база очень большая, что позволяет нам смотреть в будущее с уверенностью.

Опишите типовой портрет вашего лизингополучателя.
— В текущем году мы стали корректировать свою стратегию. Во-первых, расширяем географию. Наши бизнес-процессы позволяют финансировать клиентов из других регионов, что мы активно делали в 2019 году, имея офисы только в Петербурге и Москве. В этом году мы планируем открыть представительства в Калининграде, Новосибирске и Ростове-на-Дону.

Во-вторых, растет список предметов лизинга, с которыми мы работаем. Мы начали переход от автолизинговой компании к универсальной и теперь финансируем покупку не только автотранспорта различных категорий и спецтехники, но и другого имущества: оборудования, недвижимости, железнодорожного подвижного состава.

В-третьих, мы расширяем свою продуктовую линейку. Разрабатываем продукты, которые будут удобны и выгодны бизнесу разного размера и из разных отраслей экономики. Этот процесс сделали системным: изучаем потребности лизингополучателей, мониторим лучшие кейсы конкурентов, изучаем потенциально интересные для развития сферы.

В 2019 году вы передали каршерингу YouDrivе 500 автомобилей Nissan Qashqai. В контексте диверсификации бизнеса планируете отказаться от лизинга легковых автомобилей?
— Мы по-прежнему активны на рынке автолизинга. «Икс-Лизинг» создает совместные программы с производителями и дилерами. Адаптируем наши продукты к актуальным запросам. За год у нас, безусловно, появился и вырос аппетит к сложным масштабным проектам. Уже сейчас на нашем счету есть крупные сделки с недвижимостью, с тестовыми парками автодилеров, а также с каршеринговым сервисом.

Сохранит ли каршеринг в текущем году свою динамику и привлекательность?
— И автолизинг, и прочие направления потеряют свои позиции. Меры по борьбе с эпидемией заморозили бизнес наших клиентов, их покупательская способность значительно снизилась. Давит на экономику и падение курса рубля. Денег у бизнеса больше не становится, а стоимость транспорта и техники продолжает расти.

В прошлом году лизинговые компании больше думали о развитии: улучшали свой сервис, совершенствовали продукты, снижали стоимость услуг, вкладываясь в квалификацию персонала и информационные системы. В общем занимались тем, чем и должны заниматься рыночные компании, планирующие увеличение отдачи на вложенный капитал.

В этом году усилия будут сосредоточены на том, чтобы защитить свой портфель от дефолта. Современная экономика очень сильно взаимосвязана и сильные экономические всплески дают очень каскадированный эффект, когда проблемы одних сказываются на других. Чем дольше продлится эпидемия, тем больше компаний не смогут обслуживать свои долги. Это приведет к увольнению сотрудников, закрытию предприятий, возврату лизингового имущества лизинговым компаниям. Очевидно, что вырастет предложение на вторичном авторынке, когда лизингодатели вынуждены будут реализовывать сданные лизингополучателями автомобили. Повышенное предложение повлечет за собой падение стоимости этих активов и, если лизинговые компании по таким расторгнутым контрактам не получат лизинговых платежей в необходимом объеме, то начнут нести убытки.

Достаточно пессимистичный краткосрочный прогноз.
— Компании, которые активно выдавали клиентам транспорт и технику под минимальные клиентские авансы, будут вынуждены подводить неприятный итог такой практики. Уже сейчас мы видим, как крупные игроки меняют свою тактику, поднимая ставки, увеличивая требования к клиентам и участие самого клиента в сделке путем повышения авансов. Но мы пониманием, что такие условия будут востребованы только среди клиентов с устойчивым бизнесом.

Остается рынок тех клиентов, по которым макро- и мезоэкономические трудности ударят больше всего. Конкуренция за надежных лизингополучателей усилится, а вот работать с менее устойчивыми клиентами станет еще более рискованно и менее привлекательно для нас как для лизингодателей.

И кто останется на лизинговом рынке?
— В итоге побеждать будут те лизингодатели, кто сможет лавировать между всеми этими предпосылками, сохраняя свой портфель и привлекая новый бизнес. Актуальные проблемы требуют актуальных решений.

Евгений Петров
evgeny.petrov@dp.ru

Что за экзотика
Приобретать в лизинг можно не только самолеты. Компании готовы удовлетворить любые фантазии предпринимателей.
Лизингодатели в условиях конкуренции готовы работать не только с масштабными поставками, которые выделяются количеством предметов в одном договоре или высокой стоимостью каждого их них. В прошлом году лизингодатели продолжали сталкиваться с весьма экзотическими потребностями бизнеса и в большинстве случаев почти в ручном режиме все сделки были оформлены.

От сваебоя до доильни
«Самой емкой сделкой в 2019 году в Петербурге для нас стала передача 84 автомобилей марки ГАЗ группе компаний "Балтийская Логистика", а самым дорогим автомобилем в сегменте автолизинга стал внедорожник Mercedes-Benz G-класса, приобретенный за 11,7 млн рублей», — говорит Максим Агаджанов, генеральный директор «Газпромбанк Лизинг».

«Наша самая эксклюзивная сделка — лизинг автомобиля Maybach», — отмечает Михаил Фрид, генеральный директор «А-Лизинг».

«В прошлом году нестандартными для нас стали сделки с иностранными поставщиками сложного оборудования с использованием финансовых инструментов банка, — рассказывает Екатерина Попова, директор северо-западного регионального филиала "Сбербанк Лизинг". — Мы уже умеем делать интересные сделки с ж/д составами, парками колесной техники, и в прошлом году начали активно тестировать использование инструментов банка в сделках лизинга».

По ее словам, такой подход помогает существенно снизить как собственные риски компании, так и риски лизингополучателей без удорожания сделки.

Другие компании готовы идти на риск, привлекая собственные инвестиции.

«Самой экзотичной сделкой для нас стала поставка лабораторного оборудования для нового завода "Русхлеб", расположенного в особой экономической зоне Новоорловская, — делится впечатлениями Александра Христофорова, совладелец лизинговой компании Петербургснаб. — Завод по разработке полезных биодобавок для хлебобулочных изделий был на стадии развития и работал в плановом убытке, из-за чего многие кредиторы и лизингодатели отказывались с ним работать». В итоге предприятие было оснащено новейшим оборудованием и сегодня успешно развивается, отмечает эксперт.

Часто лизинг выигрывает у банковского финансирования за счет скоростью принятия решений. «В прошлом году мы за два дня провели сделку, профинансировав значимый проект для СЗФО на 240 млн рублей, сам договор подписали за 12 часов до Нового года», — вспоминает Елизавета Дворникова, региональный директор по СЗФО компании «Интерлизинг».

«Из необычных и самых сложных можно отметить передачу в лизинг лифтов для строящегося бизнес-центра, финансирование плавучего крана 1986 года выпуска, специального эхолота для проверки морского дна, доильного комплекса», — перечисляет Дмитрий Пономарев, начальник отдела лизинга оборудования и спецтехники компании «Балтийский лизинг».

«Среди самых забавных я бы выделил лизинг транспорта для "Школы маленьких леди" и мастерской по реставрации церквей и предметов искусства, — говорит Евгений Курбакин, директор департамента продаж лизинговой компании CARCADE. — Среди предметов лизинга самыми интересными можно назвать вездеходы ТРЕККОЛ и сваебойные машины, которые и для лизинга нетипичны, и в принципе продаются редко».

«Одним из самых необычных кейсов 2019 года считаем передачу клиенту мобильного роторного дробильного комплекса стоимостью 50 млн рублей в рамках экспресс-продукта — всего по двум документам», — отметил Николай Кулинич, и.о. генерального директора компании X-Leasing.

Самой нестандартной 2019 года в лизинговой компании «Роделен» считают сделку с АО «МЭС», крупнейшим предприятием теплоэнергетической отрасли в Мурманской области, которая обеспечивает жителей и предприятия региона отоплением и горячим водоснабжением.

«В рамках данной сделки нами была передана в лизинг котельная в населенном пункте Лейпи, — рассказывает Евгений Марков, руководитель отдела развития лизинговой компании «Роделен». — Сделка имела сложный механизм структурирования, так как включала в себя согласование проекта, аренду земли с последующей передачей в субаренду». По его словам, проект позволил нарастить портфель по сделкам с недвижимостью и получить дополнительный опыт структурирования таких сделок.

Цифра будущего
Способность лизингодателей проводить сложные или нетиповые для себя сделки связана с готовностью компаний адаптироваться под требования рынка.

С развитием дистанционных технологий все чаще лизингодатели работают с лизингополучателями, деятельность которых связана сразу с несколькими регионами, проводят сложноструктурированные сделки с несколькими заинтересованными участниками внутри одного договора.

Как рассказывает Владимир Пехтерев, директор филиала «Интеза Лизинг», будущее лизинга должно перейти в полную цифровизацию и обмена информации, а именно к системе blockchain.

«Предварительно лизингодатели будут загружать в облако финансовые показатели, что позволит выделить существенные плюсы, например, довести скорость рассмотрения сделок до нескольких минут, минимизировать личное присутствие подписантов, оптимизировать все показатели, — рассуждает эксперт. — Минусом, с другой стороны, станет сокращение штатной численности лизинговых компаний, в том числе менеджеров, аналитиков, сопровожденцев, что приведет к росту безработицы в нашем сегменте». При этом, как отмечает Пехтерев, у людей появится возможность переквалифицироваться в сегмент IT-технологий.

«Диджитализация бизнес-процессов позволяет сократить операционные расходы, а значит, также удешевляет стоимость лизинга», — соглашается Елизавета Дворникова.

«На различных рынках, и лизинг не стал исключением, в 2019 году отчетливо просматривался тренд на диджитализацию, который продолжит свое развитие», — резюмирует Попова.

В результате удешевления лизинговых схем в него могут быть привлечены новые сегменты бизнеса, которые сегодня предпочитают избегать сторонннего финансирования.

Появление новой ниши положительно скажется на финансовых результатах деятельности лизингодателей, еще больше расширив их возможности.

Можно предположить, что в ближайшем будущем считающиеся сейчас исключительными сделки с необычными объектами перейдут в разряд обыденной рутины, и лизинговые компании примутся искать новые инструменты и способы для освоения других, еще более экзотических направлений.

Евгений Петров
evgeny.petrov@dp.ru

COVID на вас
Экономические ограничения из-за коронавируса отбросят лизинг на годы назад. Никто из участников бизнеса пока не может взять на себя смелость оценить величину отката.
Все мелкие и средние компании были уверены,­ что кризис временный и обойдет их стороной
Отсиделись в стороне
Когда COVID-19 только стал подступать к границам страны, стало понятно, что первыми удар на себя примут туризм и бизнес, связанный с перемещением товаров через границы — из-за закрытия сообщения между странами. Держащую карточный домик карту вытянула туристическая отрасль: из-за запрета государством авиасообщения авиакомпании оказались в ситуации простоев самолетов. Вынужденный пит-стоп привел к сокращению выручки и, с целью сокращения убытков, отказам от лизинговых платежей. Затем в аналогичной ситуации оказались и железнодорожные перевозчики: объемы снизились, денег на обслуживание лизинговых платежей по приобретенным вагонам стало не хватать.

Основная масса лизинговых компаний, не работающих ни в авиа, ни ж/д сегментах, были уверены, что кризис временный и обойдет их стороной (не секрет, что крупнейшие лизингодатели в транспорте напрямую связаны с государством или принадлежат банкам с госучастием).

Уверенность иссякла с введением региональными властями режимов повышенной готовности и самоизоляции.

Такси не виновато
Крупнейшие лизингодатели и получатели самолетов и вагонов имеют прямые контакты с людьми, принимающими решения о финансовой поддержке той или иной отрасли из бюджета. Другой же бизнес, выплачивающий взносы по лизингу за покупку станков, строительной техники и другого оборудования, оказался один на один каждый со своим кредитором, но пока продолжал работать. А вот малому бизнесу, купившему холодильники для цветов или медоборудование (деятельность сферы услуг — цветочных салонов и салонов красоты была запрещена местными властями без конкретики по срокам отмены), осталось только развести руками перед лизингодателем. Которому, в свою очередь, тоже нужно понимать, за счет каких источников платить своим кредиторам.

Неожиданным ударом оказался и запрет на каршеринг: логику чиновников в таком решении понять трудно (вероятно, действовали там, где проще проконтролировать соблюдение запрета). Прочий общественный транспорт работу не прекращал, хотя там скученность пассажиров несоизмерима с каршерингом, где достаточно было рекомендовать операторам положить в бардачки машин средства санобработки. По оценке «ДП», только по Петербургу единовременно остановилось 10,5 тыс. автомобилей у десятка лизинговых компаний, которые активно наращивали лизинг в данном сегменте на протяжении всего 2019 года. Потери рынка автолизинга, который одним распоряжением местных властей за один день лишился выручки, составляет 1 млрд рублей в месяц.

По данным рейтинга «ДП», в 2019 году легковой автолизинг в Петербурге вырос на 33% с 16,8 до 22,4 млрд рублей. По осторожным прогнозам участников рынка, которые они давали в начале года, рынок по итогам года должен был показать прирост на 10-15%. Сегодня оценить объем его сокращения не взялся ни один опрошенный «ДП» игрок рынка: то, что падение будет, убеждены все, но насколько глубоко — зависит от действий каждой конкретной компании и ее способности адаптироваться под новые условия игры.

Снежным комом
Лизинг последние два-три года делал ставку на автотранспорт, не предполагая, что сегмент окажется самым высокорискованным из всех отраслей. Два месяца назад даже в страшных снах никто и предположить не мог, что автолизинг полностью зависим от органов власти, которые все это время закрывали глаза на увеличение лизинговых автомобилей на дорогах города, но вдруг захотело — и разом запретило их передвижение.

Запреты на работу магазинов остудили моторы и транспортных перевозчиков. Их автопарки комплектовались с помощью лизинга, отсутствие заказов на пополнение магазинных полок привело к переговорам об отсрочках платежей. Полный запрет на работу автодилеров затронул не только банки с их сокращением объемов выдачи автокредитов, приостановками автозаводов из-за отсутствия каналов сбыта, но и владельцев инструментов продаж, то есть лизинговых операторов.

Как ранее писал «ДП», Объединенная лизинговая ассоциация писала обращения руководителям регионов, просив разрешить лизинговым компаниям работу. В ряде регионов — в том числе в Петербурге — просьба касалась уточнения формулировок запрета (в частности, в распоряжении правительства лизинг как сфера деятельности, которая может вести работу, прямо не указан). Для оформления сделки, например, необходим осмотр предметов лизинга. Из-за запрета прямых контактов это сделать невозможно.

По большинству регионов реакции не последовало: про лизинг как сферу экономики забыли, видимо, решали более насущные проблемы. В результате лизингодатели переориентировались исключительно на прием входящих заявок для будущих перспективных договоров: дистанционно получить документы можно, как и рассчитать график платежей, а вот подписать договор и передать транспорт или обрудование, не нарушая запреты, нельзя.

Последствия удара
Транспорт, промышленность, медицина, недвижимость — все сферы экономики работали по лизинговым схемам. Но коронавирус заморозил и любые будущие направления. Так, еще в конце февраля Евгений Курбакин, региональный директор департамента продаж лизинговой компании CARCADE, рассчитывал на положительный эффект прироста продаж в связи с Чемпионатом Европы по футболу (первоначально турнир должен был пройти с 12 июня по 12 июля 2020 года, но в итоге его проведение перенесено на 2021 год). Елизавета Дворникова, региональный директор по СЗФО компании «Интерлизинг», смотрела с позитивом на транспортную реформу, которая, по ее словам, в случае успешной реализации должна была поспособствовать развитию лизинга автобусов. Реформу правительство города перенесло на будущий год, при том что ряд перевозчиков и лизингодателей уже понесли расходы на подготовку к ней — кто-то заключил предварительные договоры поставок нового автотранспорта, кто-то уже отчитался о поступлении машин в автопарки, рассчитывая на будущие изменения в сети обслуживания.

В целом лизингодатели пытаются сохранить позитивное настроение: кризисы неплатежей 2008 и 2014 годов научили собственников бизнеса выживать в непростых экономических условиях. Нынешняя ситуация может подтолкнуть лизинг к более активному освоению новых ниш, например, медицинского оборудования или недвижимости. В этих сегментах пока единичные сделки и колоссальные перспективы.

Егений Петров
evgeny.petrov@dp.ru