Канал застройки
Территория бывшего Лиговского канала,
а теперь проспекта, — интересна и для редевелопмента,
и как историческое место Петербурга
Лиговский канал — один из самых протяженных в Петербурге (до частичной засыпки его длина составляла 23 км). Сооружен в 1718–1721 годах по проекту Г. Г. Скорнякова–Писарева для снабжения города питьевой водой, подвоза строительного камня из Красного Села и позже для питания фонтанов Летнего сада. Канал начинался на юго–западе у реки Лиги (отсюда название, ныне река Дудергофка), вытекающей из Дудергофского озера, и заканчивался искусственным бассейном на углу современной улицы Некрасова (бывшая Бассейная улица) и Греческого проспекта.

От бассейна были проложены трубы к фонтанам Летнего сада. Впрочем, после наводнения 10 (21) сентября 1777 года фонтаны были разрушены и канал стал терять свое значение. Его начали постепенно засыпать: в 1891–1892 годах — бассейн и участок от него до Обводного канала, в 1926 году — до Московского проспекта, в 1965–1969 годах — до пересечения с Краснопутиловской улицей, а воды канала спущены в реку Красненькую. А на месте канала появляется сначала Лиговская улица, а потом и одноименный проспект.

Плотная застройка

Активная жилая и промышленная застройка территории велась в конце XIX века. В частности, здесь появился завод Сан–Галли. Сейчас территория вдоль Лиговского пр. от площади Восстания до Обводного канала представляет собой плотную застройку, состоящую из многочисленных доходных домов и других памятников архитектуры.

«Наиболее близкие к рассматриваемой локации строящиеся жилые комплексы в продаже — "Днепропетровская 37", YES Residence и "АртХаус". Все жилые дома планируются к сдаче в 2020 году. Жилье на Днепропетровской улице соответствует С–классу, средний уровень цен — 137 тыс. руб./м2 . Остальные два проекта заявлены в более высоком классе, цены здесь варьируются от 195 тыс. до 220 тыс. руб./м2 », — рассказывает Светлана Московченко, руководитель отдела исследований Knight Frank St Petersburg.

Определяющий фактор

По оценке экспертов, сейчас в этом районе шесть девелоперов реализуют восемь проектов суммарной площадью около 187,7 тыс. м2 (или 2761 квартира и 1353 апартамента). «Близость к центру, КАД и ЗСД, а также развитая инфраструктура — в совокупности это довольно неплохая с точки зрения строительства локация, если говорить об апартаментах. Наиболее перспективные с точки зрения доходности проекты — расположенные рядом с метро, поскольку для гостей апарт–отелей соседство проекта с метрополитеном, как правило, — это определяющий фактор при выборе места для временного размещения», — говорит Марина Сторожева, директор по продажам комплекса апарт–отелей VALO.

Преимущественно развитие жилищного строительства в кластере ведется на участках бывших промышленных предприятий (либо имевших другое назначение). При этом редевелопмент традиционно сопровождают сложности: выкуп участков у многочисленных собственников, нередко — рекультивация, проблемы с согласованием строительства и пр. Кроме того, подготовка территории под строительство может занять не один год, особенно в условиях перехода на работу с эскроу–счетами. На невысокие темпы перестройки территорий также оказывает влияние присутствие действующих предприятий.

По данным консалтингового центра «Петербургская недвижимость», в районе Лиговского пр. и Московских ворот перспективное жилищное строительство составит порядка 1 млн м2 . Наибольшим на сегодняшний день проектным потенциалом обладают будущие очереди уже реализуемого проекта Ligovsky City (в настоящий момент — совокупно порядка 600 тыс. м2 жилья). Участки в локации постепенно выкупает компания Setl Group.

Павел Никифоров
pavel.nikiforov@dp.ru

Неоднородность развития
Идея освоения «Измайловской перспективы» появилась еще в 1960–е,
но к ее реализации приступили только спустя полвека
Сейчас на участке площадью 465 га, ограниченном Московским проспектом, набережной Обводного канала, Балтийской веткой ОЖД и Благодатной улицей, возведено четыре жилых комплекса, еще пять находятся на разных стадиях строительства.

Первой в 2012 году освоением исторической промзоны занялась компания «ЮИТ Санкт–Петербург», которая на бывшей территории завода «Петмол» построила ЖК «Новомосковсий» общей площадью 72,8 тыс. м2. Затем свои стройки развернули многие компании.

По данным администрации Петербурга, с момента запуска проекта введено около 650 тыс. м2. В то же время, по словам Веры Сережиной, директора управления стратегического маркетинга группы RBI, места под новые проекты еще достаточно. «Около 40% территории пока не осваивается под редевелопмент. Остаются предприятия и складские комплексы, которые в дальнейшем могут быть выведены за пределы центральной части города», — поясняет она.

Как уточняет Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости Colliers International, в ближайшей перспективе планируется преобразование территории вокруг «Варшавского экспресса», а также возможен редевелопмент территории южнее квартала «Галактика» — сейчас там склады.

По словам Ольги Трошевой, руководителя КЦ «Петербургская недвижимость», близость к центру, хорошая транспортная и пешая доступность станций метро в целом делают территорию «Измайловской перспективы» привлекательной для покупателей. Однако, по ее словам, в 2019–м зафиксировано снижение доли локации в общем объеме сделок в Петербурге. Так, если в 2019 году этот показатель составлял 3,9%, то через год опустился до 2,8%.

Снижение спроса никак не повлияло на ценовую политику. По словам Елизаветы Конвей, стоимость недвижимости на территории «Измайловской перспективы» стабильно растет. В 2016 году, когда стартовали продажи, цены находились на уровне 100–110 тыс. за 1 м2 , сейчас стоимость оценивается
в 170–180 тыс. рублей за 1 м2 .

Эксперты отмечают неоднородность развития инфраструктуры бывшей промзоны. «"Измайловская перспектива" — достаточно большой по площади участок, поэтому уровень инфраструктуры зависит от конкретной локации, — поясняет Ирина Соловьева, коммерческий директор петербургского территориального управления группы "Эталон". — Например, рядом со станциями метро "Фрунзенская" и "Балтийская" достаточно развитая инфраструктура. А на участках вблизи Старообрядческой и Рощинской улиц еще остаются промышленные объекты и территории, которые требуют обновления». Эксперт отмечает, что в рамках развития данного района предусмотрены строительство и реконструкция транспортных магистралей, возведение моста через Обводный канал, а также открытие второго вестибюля станции метро «Балтийская».

Татьяна Елекоева
tatyana.elekoeva@dp.ru

Элит–футур
Как известно, земля под элитную застройку в Петербурге закончилась — но эксперты считают, что еще остались места, где можно и нужно строить премиальное жилье
В Петербурге непросто найти территорию, сочетающую набор качеств для престижной жилой локации: расположение в историческом центре или непосредственно у его границ, вид на воду и зеленые насаждения, отсутствие крупных индустриальных объектов рядом, достаточная площадь для нескольких проектов. Лучше — больше.

«Помимо этого запросы покупателей включают наличие обособленной территории комплекса, современной инженерии, систем безопасности и дизайнерской отделки парадных и МОП. Сегодня в уединенных локациях с собственными набережными и зелеными зонами девелоперы строят жилье классов премиум и бизнес. По качеству эта недвижимость сопоставима с элитными проектами, однако минусом можно назвать неразвитость инфраструктуры в районах», — рассказывает Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости Colliers International.

Около Смольного
Инвесторам могут быть интересны район Новгородской ул. и Синопской наб., где уже есть новые дома высокого класса.

«Но еще много участков под редевелопмент, плюс есть дома, ожидающие реконструкции, в том числе потенциальные лофты. Но существенно ограничивает потенциал развития района ТЭЦ», — считает Игорь Кокорев, глава отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg. С ним согласна Ольга Трошева, руководитель КЦ «Петербургская недвижимость» (Setl Group). «Для строительства премиального жилья можно рассматривать территорию, ограниченную Воскресенской наб. и Шпалерной ул., неподалеку от Смольного собора. Плюсы — близость к воде, к Таврическому саду, премиальные видовые характеристики», — описывает она.

«В центре остались как маленькие, так и большие пятна под застройку. Из больших — район у речки Монастырки и Тележная ул., то есть все вблизи Александро–Невской лавры. Сейчас там промка и Боткинские бараки. Внутри территории неработающая женская тюремная больница, гаражи, лесопилки. Таких объектов, которые можно привести в порядок, много. Тогда мы получаем огромную территорию под элитное строительство: от бизнес до элит–класса», — говорит Константин Пороцкий, управляющий партнер ГК Omakulma. Впрочем, по его мнению, главный минус центра — экология. «Также потенциально (после преображения локации и благоустройства территории) можно рассматривать участки в центре, на которых в данный момент находятся рынки (Апраксин Двор, Троицкий рынок)», — полагает Ольга Трошева.

Острова
Кроме Петровского, Крестовского и Каменного есть еще перспективные острова дельты Невы. Например, Ново–Адмиралтейский. Главный плюс — прямой выход к акватории Невы, островной «имидж», непосредственная близость к достаточно престижным локациям — Новой Голландии и ее окружению. «Минусы — верфь и психиатрическая клиника на другой стороне Мойки», — считают в Knight Frank. «Если представить, что когда–нибудь это место будет освобождено от судостроительных предприятий, то на острове могут разместиться элитные дома с собственным яхт–клубом и причалом. По этому же принципу может быть застроен и Галерный остров, имеющий выход в Большую Неву», — фантазирует Алексей Бушуев, директор по продажам Seven Suns Development. «Или, например, Матисов остров, площадь которого всего 500 на 800 метров. В рамках редевелопмента можно возвести клубный дом с небольшим количеством квартир. К плюсам можно отнести прекрасные виды на Васильевский остров и развитую инфраструктуру», — говорит он. «Данные локации отличаются хорошим видом, с одной стороны, и недостаточным развитием или отсутствием социальной инфраструктуры и озеленения — с другой. Эти локации стоит развивать комплексно, только в составе всей окружающей территории», — соглашается Елизавета Конвей.

Также эксперты полагают, что перспективен «малый» (пока отсутствующий) намыв Василеостровского района. «За счет видов и сравнительно небольшой площади (по сравнению с южной частью) также может в перспективе стать местом размещения жилья высокого класса. Возможно, как часть многофункционального района. Основные плюсы: чистота территории, прямой выход к воде, вода с трех сторон, а с четвертой — минус — шумная трасса ЗСД», — сомневается Игорь Кокорев.

Гавань
Самая «вкусная» для ближайшего освоения локация — район Галерного ковша, Шкиперского протока и Кожевенной линии. Здесь основные плюсы: прямые виды на воду, без проездных набережных, «Газпром» как якорный девелопер. Но довольно непростое окружение — в том числе ТЭЦ, Балтийский завод. «С футуристической точки зрения под застройку элитного жилья подходят территории "Ленэкспо", завода "Прибой" на Васильевском острове, предприятия "Адмиралтейские верфи" на Английской наб., "Водоканала", ТЭЦ–2, заводов "Ливиз" и "Ладога" в тихом центре на Синопской наб., Тучков буян. Все они обладают двумя важными характеристиками: расположение в исторической части города с видом на воду», — считает Валерий Трушин, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate. Другие эксперты полагают, что перспективы развития этой территории связаны с выводом промышленных предприятий. Этот процесс постепенно набирает обороты, некоторые участки находятся в стадии подготовки к продаже.

Артемий Анин
gazeta@dp.ru

Время осторожных
Проблемы с обманутыми инвесторами, которые нередки на рынке жилой
и коммерческой недвижимости, затронули и апартаменты
Сейчас в Петербурге есть минимум три проекта жилой и коммерческой недвижимости, которые испытывали сложности и уже вынуждены были сдвигать сроки сдачи объектов в эксплуатацию.

Где твои крылья
Компания «Донк», аффилированная с группой компаний «Единые Решения» Владимира Артеева, заявила проект МФК «Виват» на ул. Крыленко еще в 2008 году. Первую очередь сдали лишь в начале 2014–го (здание фитнес–центра). Вторую — непосредственно 280 апартаментов — должны были ввести в 2016–м. Однако из–за финансовых проблем за год до этого стройка прекратилась на этапе котлована (при этом продажи не останавливались).

В 2017 году на объект пришел новый генподрядчик — СК «Монолит». «Виват» был переименован в Wings. Первая очередь комплекса введена в эксплуатацию в начале этого года. Вторая сейчас находится в процессе строительства.

Еще один объект, который испытывает сложности, строится на Товарищеском пр. Проект апарт–отеля около станции метро «Улица Дыбенко» был приобретен Е3 Group у банкротившейся компании «Норманн» полтора года назад. Взамен она достроила за нее проблемный ЖК «Ижора парк».

Привлечение средств на стройку от новых инвесторов осложняют многочисленные старые скандалы. При этом покупатели, ранее оформившие сделки и уставшие ждать свои объекты, тоже конфликтуют с компанией, требуя вернуть деньги. Апарт–отель Vertical на 2–м Муринском пр., 36, около станции метро «Площадь Мужества», должны были сдать в июне прошлого года, но стройку заморозили из–за жителей окрестных домов, недовольных высотой будущего здания (65 м, или 21 этаж). В конце 2017–го по их иску Куйбышевский районный суд признал незаконным разрешение на строительство, выданное компании «СтройАльянс». Активистам удалось выиграть и в городском суде. Стройка была остановлена на уровне 13–го этажа. В мае Госстройнадзор выдал новое разрешение, уже на реконструкцию. Объект останется в текущих объемах — вместо изначально запланированных 522 юнитов будет всего 120.

Негативная составляющая
Как утверждают участники рынка, скандалы с дольщиками практически не влияют на продажи в других объектах.

«Риски их не останавливают, разве что заставляют более осторожно подходить к выбору застройщика. Опытные инвесторы стараются покупать юниты у надежных застройщиков. Другой вопрос, что девальвация рубля и общая нестабильность в экономике заставляют многих поспешно вкладываться в сомнительные проекты, руководствуясь исключительно дешевизной продукта», — говорит Николай Антонов, партнер, генеральный директор «МТЛ. Управление недвижимостью».

«Наличие проблемных проектов несет в себе очевидную негативную составляющую для участников такого рода долевого строительства. Для лиц, которые рассматривают апарт–проекты, реализуемые по схеме долевого строительства, это пример того, что необходимо соблюдать правила. И это не особые правила некой апарт–гигиены, они одинаково применимы ко всему рынку. Не следует полагаться на заманчивые обещания, поскольку то, что кажется наиболее заманчивым, на деле может оказаться лох–апартом», — уверен Владимир Федоров, заместитель генерального директора «Пулково Скай».

Павел Никифоров,
Евгения Иванова



В карантин не зажигают
В этом году белые ночи в Петербурге уникальны: в сумерках не включают подсветку зданий. Город вернулся к эстетике Пушкина и Мандельштама.
В этом году белые ночи в Петербурге уникальны: в сумерках не включают подсветку зданий. Город вернулся к эстетике Пушкина и Мандельштама.
Как поясняли «Деловому Петербургу» в «Ленсвете», ночную подсветку 90% достопримечательностей не включают с мая из–за ограничительных мер: на улицах стало меньше горожан, чем обычно, и в особенности меньше туристов.

Лампы зажигают ненадолго вечером только для поддержания оборудования в рабочем состоянии. Не стали отключать лишь некоторые объекты, которые включаются вместе с наружным освещением и требуют для перенастройки больших трудозатрат. В результате в рассветную дымку погрузились Петропавловский собор и крейсер «Аврора». Петербуржцы по–разному оценили непривычный облик главных достопримечательностей, который теперь, как на картинах импрессионистов, меняется в зависимости от времени и погоды. У кого–то возник закономерный вопрос, зачем подсветку вообще зажигают.

За рыбий жир

«Пора белых ночей в Петербурге — это самая прекрасная пора на свете в масштабах всего мира. Архитектура выглядит в это время особенно замечательно, и ничем нарушать эту природную прекрасность не нужно», — поделился мнением с «ДП» член экспертной группы Градсовета, профессор кафедры истории и теории архитектуры Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Владимир Лисовский. Он уверен, что его поддержал бы Александр Пушкин (поэт писал в «Медном всаднике», как «ясны спящие громады пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла»). Профессор считает, что подсветка редко удается и обычно «разрушает структуру сооружений», причем в особенности это касается ценных памятников. Лучше бы ее не было вообще и никогда. «Во всяком случае, в белые ночи, конечно, никакая подсветка не нужна», — добавил он.

«Подсветка снизу придает зданиям вид зловещий, как будто их подсвечивают из преисподней. Я считаю, что такая подсветка уместна только на эстрадных концертах», — отметил в разговоре с корреспондентом «ДП» художник из группы «Митьки», писатель и режиссер Виктор Тихомиров. Впрочем, и другие виды подсветки художник недолюбливает. Ведь он привык к городу, который воспел Осип Мандельштам: «Ты вернулся сюда, так глотай же скорей рыбий жир ленинград­ских речных фонарей». Может быть, умест­на подсветка свечами убранства церквей. Потому что она в храмах не такая назойливая. «Поэтому я, например, даже рад отключению, и я любуюсь окрест­ностями. Я смотрю и вижу силуэт Петропавловки на фоне закатного неба, красивый очень силуэт, темный, который давно не видел», — поделился впечатлениями художни­к.

Горят дворцы

Все это, может, и справедливо, но подсветка — это часть архитектуры, привнесенная в оформление города художниками, зодчими и дизайнерами, не соглашается архитектор Степан Липгарт: «Я считаю, что архитектурная подсветка соответствует образу Петербурга, который весь рукотворен, который сделал скорее человек, а не природа. Подсветка помогает подчеркнуть выразительность фасада и позволяет создать более теплый образ дома. Мне вспоминаются набережные, где даже светлой белой ночью горят дворцы, составляя задник для проходящих кораблей».

Неслучайно есть маркетинговая хитрость: многие застройщики на проект­ных иллюстрациях предпочитают показывать свои здания в сумерках. И когда есть такая возможность, девелоперы стараются заказывать у архитекторов и подсветку.

Где булькает
Член правления Всемирного клуба петербуржцев, бывший главный художник Петербурга Иван Уралов в свое время участвовал в согласовании подсветки. По его словам, в 1990–е было такое экономически сложное время, что КГА приходилось говорить спасибо всем спонсорам, которые в рекламных целях вызывались установить подсветку и приносили свои проекты в этот комитет (не всегда они были удачные).

Сейчас к таким инициативам стали относиться строже, но и поныне у соб­ственников возникает со­блазн подсветить свои здания как можно ярч­е.
«Для Петербурга вредно пересвечивать. Я знаю несколько фасадов в частных владениях, которые засвечены ослепительно ярко. Наверное, они изо всех сил стараются быть заметными, но получается плохо», — думает Иван Уралов. «Очень плохой» он считает временную декоративную подсветку «Лахта Центра». «Она мерцает, мигает, булькает и мешает красивым историческим видам. Особенно со стороны Невы — за Петропавловской крепостью как новогодняя елка возникает», — говорит заслуженный художник России.
Он также против яркой подсветки телебашни (о последнем таком проекте см. «ДП» № 172 от 12.11.2019). Обе доминанты должны светиться только в праздники, но не постоянно. В числе удачных примеров — подсветка мостов, в частности Большеохтинского.

Как детская страшилка
В целом, по мнению художника, для Петербурга больше всего подходит заливающая подсветка на итальянский манер. Не очень яркая, которая не вырывает из контекста отдельные акценты, а дает ровные освещенные плоскости фасадов, выявляя их пластику. Так подсвечен, в частности, Русский музей. Подсветка на французский манер больше подходит к готике или, может быть, барочным зданиям. Так, снизу, освещен Зимний дворец. «Подсветка сама по себе любопытная, но немножко как детская страшилка, когда фонариком себе снизу лицо подсвечивают», — сказал Уралов. В любом случае просто проводить световой кант по небесной линии, по верхушкам домов или подсвечивать отдельные детали — не петербургский прием.

«Для выявления достоинств Петербурга художественно–декоративная подсветка играет огромную роль. Даже более того, для того, чтобы город приобретал совершенно особенный, своеобразный, отличный от дневного вид, который очень интересен, — это другой город и другой характер», — рассуждает Уралов.

Можно спорить о качестве исполнения подсветки: есть примеры хуже и лучше, но для Петербурга она важна. Возможно, стоило бы сделать ее более сложной, чтобы здания в разных ситуациях могли подсвечиваться более теплым или же более холодным тоном. В белые ночи подсветку можно не включать, поскольку в это время она подобна фейерверку, который не дает особенного эффекта. Продолжая аналогию, в эти ночи лучше пускать цветные дымы, а не фейерверки.

Для романтиков
Директор «Ленсвета» Сергей Мителев в комментарии «ДП» отметил, что художественная подсветка — один из коньков Петербурга, который ценится туристами и позволяет сделать длиннее туристический сезон. Далеко не во всех городах России есть нечто подобное.

«Когда приезжают туристы, они хотят по­смотреть, как город украшен, какой он, блистательный Санкт–Петербург. Мне кажется, в этом особенность города, это все–таки центр световой культуры, а когда–то здесь появились первые фонари», — говорит руководитель ГУПа. По его словам, на предприятии получают обращения с просьбой осветить хотя бы основные достопримечательности. Тем не менее он признает, что есть и другие точки зрения. «Может быть, люди соскучились по тем видам, которые существовали ранее. Знаете, здесь тоже какая–то романтика: Петропавловская крепость, зарождение дня, восход солнца, какие–то особые виды», — сказал Мителев.

Поэтому он не исключил возможности, что и в по­следующие годы в одну из июньских ночей подсветку будут отключать, чтобы воссоздавать эту особую атмосферу. На предприятии намерены изучить общественное мнени­е.

Вадим Кузьмицкий
vadim.kuzmitckii@dp.ru