Стереотипы эти базируются на восприятии мужчинами своих коллег–женщин, которых на рынке недвижимости все еще мало. «Когда женщина молодо выглядит, ведет активный образ жизни, ухаживает за собой — это рождает штампы. Хотя женщины гораздо более эффективно решают многие задачи. У нас в Becar больше половины топ–менеджеров — женщины, потому что президент компании считает, что в целом они трудолюбивее, гибче и эффективнее мужчин. Женщины более отходчивы, способны быстро среагировать на возникшие сложности, выплеснуть эмоции и пойти дальше. Поэтому у них реже происходят тяжелые срывы. Мужчины же накапливают напряжение и зарабатывают эмоциональный кризис и угрожающие жизни болезни», — считает Ольга Шарыгина, вице–президент Becar Asset Management.
«Чтобы стать хорошим специалистом, надо очень плотно поработать 5–8 лет. Чтобы управлять такими специалистами, нужно уметь брать на себя ответственность за развитие компании. Ответственность присуща женщине, так как она рожает и воспитывает детей. В то же время именно заботы о семье не позволяют зачастую полностью реализоваться в профессии. По этой причине женщин среди руководителей в строительной отрасли меньше, чем мужчин», — уверена Нина Креславская, заместитель председателя совета директоров холдинга «РСТИ».
Татьяна Шашина, генеральный директор ГК Docklands development, считает, что благодаря современному ритму жизни и цифровым технологиям женщине намного проще сохранять баланс между выполнением разных социальных ролей: «Женщины стали более мобильны, прекрасно усвоили инструменты тайм–менеджмента. Многие привыкли работать в режиме многозадачности. Это полезный навык не только на работе, но и в семейной жизни. Теперь необязательно делать продолжительный перерыв в карьере — можно успешно совмещать рождение и воспитание детей с удаленной работой. Часто для личного присутствия в офисе достаточно одного дня в неделю. Остальные вопросы успешно решаются удаленно, без снижения продуктивности и KPI».
По мнению Натальи Осетровой, руководителя проекта города–курорта Gatchina Gardens, «женские» девелоперские проекты всегда успешные, яркие, эмоциональные, для них характерны функциональность, комфорт, элегантность. «О том, что женщины более стрессоустойчивы и выносливы, знают все, но помимо этого у женщин лучше развит эмоциональный интеллект, они по природе более успешные мотиваторы», — говорит она.
А Нина Креславская уверена, что бизнес должен сочетать лучшее начало каждого пола: женщина более склонна к компромиссам, а мужчина — к жестким силовым решениям, поэтому сильный пол принимает стратегические решения о том, в каком направлении будет развиваться бизнес, а слабый пол эффективно решает, как двигаться к поставленным целям.
Особенность кода
«В сфере строительства, особенно в области геотехники, освоения подземного пространства, работ нулевого цикла, я не вижу разницы между женским и мужским менеджментом. Во главу угла ставятся способности личности. Важно быть профессионалом, а все остальное не имеет значения. Если ты делаешь свое дело хорошо, то заказчику все равно, женщина ты или мужчина. Гендерные различия влияют на стиль руководства, но не на бизнес в целом», — считает генеральный директор группы компаний «Геоизол» Елена Лашкова.
«Строительная сфера объединяет очень широкий спектр направлений работ, и здесь в некоторых отраслях, на мой взгляд, женщины справляются лучше. Это, например, финансы, продажи, маркетинг. Если же речь идет о директоре по строительству, то здесь чаще встречаются мужчины, что тоже оправданно. Женщине важны комфорт, удобство, эстетика, мы уделяем внимание деталям. Мужчины больше ответственны за функциональность, надежность конструкций. Здесь как в жизни, в гармоничной семье», — добавляет Анжелика Альшаева, генеральный директор агентства недвижимости «КВС».
Для строительной отрасли 2019 год был непростой — с большим количеством вызовов. «Женщины традиционно более толерантны к условиям неопределенности, часто оказываются более стрессоустойчивы, и эти качества были востребованы на протяжении всего прошлого года. Тем не менее я уверена, что все зависит от уровня компетенций топ–менеджеров компании, и не важно, какого они пола. Присутствие женщин–руководителей не только в составе советов директоров, но и в правлениях помогает формировать многосторонний взгляд на развитие, а разнообразие лидерских стилей в некоторых случаях способствует поиску оптимальных решений», — комментирует Марина Павлюкевич, генеральный директор PLG.
«Честно сказать, я не вижу особых сложностей, если ты действительно классный специалист и хорошо знаешь свое дело. А с учетом преимущественно мужского окружения это скорее не сложности, а возможности. Женщины лучше понимают, что и как строить, как это продавать. Как правильно выстроить идеологию компании. Именно поэтому в девелопменте такое количество женщин», — добавляет Елена Плахтий, директор культурного пространства Бенуа 1890.
А вот Оксана Кравцова, генеральный директор ГК «Еврострой», ни разу не сталкивалась с какими–то стереотипами в отношении «женского» или «мужского» стиля управления и считает неправильным говорить о бизнесе с гендерной точки зрения: «Мы видим огромное количество женщин, демонстрирующих успех в исконно мужских профессиях: банковском секторе, юриспруденции, IT–сфере. Словосочетание «слабый пол» давно в прошлом. Думаю, отчасти это связано с тем, что в России женщина, несмотря на все перипетии и особенности нашего культурного кода, чувствует себя свободнее и увереннее, чем в ряде зарубежных стран. С точки зрения менеджмента важнее компетенции, а не пол. Руководителю бизнеса необходимо обладать нестандартным мышлением, нести ответственность за каждое решение, а главное — любить свое дело».
Наталья Бурковская
журналист