OUR COMPANY
Не брендом
единым
Артемий Смирнов,
главный редактор газеты "Деловой Петербург"
Редакция «ДП» в этом году уже представила читателям свыше десяти новых проектов — рейтингов и специальных приложений. Когда идея «лучших брендов Петербурга» только родилась, мы специально отнесли этот замысел по времени на конец августа — когда и в городе поспокойнее, и те, кто уже побывал в отпуске, сумели отдохнуть и перезагрузиться. Такой последний привет уходящему лету.
Однако, вопреки нашим ожиданиям, страсти во­круг идеи разгорелись нешуточные. Могу поделиться одним наблюдением: лично меня за последний месяц несколько десятков раз просили особо уточнить — войдет ли уважаемая фирма в наш рейтинг. И есл­и нет, что нужно сделать, дабы вошла. Причем разброс вопрошающих был самый широкий — от производителя горячительного напитка до оператор­а газопровода. Аргументы в стиле «Да неужели вы не знает­е, мы же крупнейшая компания России» тоже звучал­и — причем порой чрезмерно шумно.

Отвечаю всем и еще раз. Конечно, знаем. И про крупнейшую компанию, и про газопроводы. И ко всем относимся с глубочайшим уважением. Но только в этот раз мы исследовали именно бренд­ы. В редких и понятных случаях таковым является сама компания — но основной упор мы сделали именно на торговые марки. Те, которые были созданы в Петербурге, действуют в нем и прочно ассоци­ируются с ним у горожан и всех остальных россиян.

Опять–таки, объяснял всем — и повторю еще раз. Понятно, что любой аналогичный рейтинг по природе своей субъективен. В данном случае мы не оцениваем стоимость бренда (продукта, компании) — у «ДП» немало таких «математических» проектов. Сегодня речь идет о другом: мы, по сути, оцениваем отношение к этим маркам со стороны горожанина.

Немного о технологии нашей работы. Вместе с читателями мы определили почти 200 наименований, которые могут — хотя бы в теории — претендовать на звание лучшего городского бренда. Редакция ото­брала из них ровно 100 имен. Среди этих названий могут встретиться неожиданные, которые на первый взгляд и вовсе не воспринимаются как торговые марки. Однако бренд — это любое имя, генерирующее прибыль. Именно из этого принципа мы и исходили.

Далее списки «100 лучших» мы отправили экспертам. К таковым мы отнесли профессиональные ассоциации, работающие в Петербурге и России в сферах маркетинга, PR, социологии и рекламы. Откликнулись, конечно, не все — но почти 40 объединений свои ответы в «ДП» предоставили.

Чтобы внести в это царство субъективизма рацио­нальное зерно, мы обратились к уважаемой федеральной компании «Медиалогия» с предложением стать партнером проекта. Ее аналитики представил­и нам информацию по медийной активности каждог­о бренда.

В результате, в сочетании экспертного голосования и данных «Медиалогии», мы определили top–30 нашего рейтинга. А также — победителей и призеров в 20 профильных номинациях.
Его результаты кого–то, может быть, удивят, но лично мне они кажутся очевидными. Тем, кто не смог пока тягаться с главными петербургскими символами, отчаиваться, конечно, не стоит, ведь даже участие в таком рейтинге — точно сродни победе. Ну а опыт подготовки приложения нас многому научил. Поэтому «Рейтинг петербургских брендов — 2020» получится еще интереснее.
марина Елецкая,
журналист
Они о нас
Не коммерцией единой жив Петербург. Есть в городе и точки опосредованного извлечения дохода. Миллионы туристов ежегодно прибывают к разводным мостам в белые ночи, гуляют по гранитным набережным, едут к фонтанам Петергофа.
Прямой монетизации эти главные символы Петербурга не подвержены, однако символами они от этого быть не перестают. Но со стороны, как говорят, виднее.
Приступая к подготовке рейтинга городских брендов, мы решили проверить этот тезис и «сверить часы» с представителями дипломатических миссий. «ДП» предложил поучаствовать в этом проекте представителям генеральных консульств зарубежных стран, расположенных в Северной столице. Мы составили список из пары десятков само собой разумеющихся городских достопримечательностей (еще раз особо подчеркнем — не имеющих четкой коммерческой стоимости). И предложили генеральным консульствам рассказать, какие из этих символов Северной столицы наиболее известны в их странах. На просьбу откликнулись многие, причем часть дипломатов предпочла, чтобы мы не называли их имена. Несмотря на такую загадочность, мы, разумеется, благодарны всем.

Тройка лидеров, как мы и думали, не стала открытием. Белые ночи, разводные мосты и фонтаны Петергофа — самые известные символы Петербурга за рубежом.
Однако даже белые ночи «не показали» стопроцент­ный результат — далеко не все опрошенные поставили их на первое место. В некоторых странах самым известным символом Петербурга назвали, например, Нев­ский проспект. Причем это касается не только северных государств, для которых белые ночи совершенно не экзотика, но и некоторых южных держав. И да, не вошли в горячую десятку, но фигурировали в ответах и петербургский трамвай, и пышки, и даже «Аврора».

Так что представления о том, что в первую очередь посмотреть, куда сходить и даже что съесть в Петербурге, разные. И это хорошо. Бизнесу можно «ставить на разных лошадей», то есть в конечном счете — на разных потребителей.
Иван воронцов,
журналист

Метафизика
genius loci
Петербург, несмотря на все модные веяния, никак не может обрести собственный городской бренд. Попытки были, но успешной реализации этой идеи горожане пока не увидели.
Городскую публику с метабрендом обещают познакомить уже этой осенью. Замерли в ожидании
Брендирование территорий уже довольно давно из модной темы превратилось практически в must have для привлечения туристов. Самым удачным и известным в мире, пожалуй, можно признать «I love NY», который все увлеченно плагиатят. Россий­ские города пока таких успехов не достигли, однако запускать бренды пытаются повсеместно, в том числе и в Петербурге. Правда, успешность этих попыток сложно оценить. Ни торговая марка «Сделано в Петербурге», ни многострадальный метабренд пока что в публичном простран­стве не появились, хотя работа над ними вроде бы давно завершена.

Скандал за семь миллионов
О метабренде Петербурга заговорили около года назад. Какое–то время ушло на то, чтобы объяснить общественности, что это вообще такое и зачем понадобилась многозначительная приставка «мета» к простому русскому слову «бренд». В Смольном упирали на то, что речь идет не просто о туристическом логотипе взамен работы студии Артемия Лебедева, запрещенной ФАС (ведомство не оценило чувства юмора одиозного дизайнера, запросившего символическую сумму 1 рубль). Метабренд должен был отражать «совокупность уникальных качеств и оригинальных характеристик территории и ее жителей, которая образована историей, природой, культурой, религией, экономикой, сложившимся социально–бытовым укладом», велеречиво поясняли в комитете по развитию туризма. То есть некоторым образом воплощать genius loci («гения места»). Однако, когда дошло до конкретики, выяснилось, что речь все–таки главным образом именно о логотипе, типовых шрифтах, цветах и так далее. А вся метафизика идет «в нагрузку».
Конкурс на разработку проекта объявили в сентябре 2018 года. Его выиграла авторитетная компания SPN Communications, запросившая 7,1 млн рублей. Вслед за этим началась череда скандалов и судебных разбирательств. Их инициатором стала Ассоциация коммуникационных агентств России, которая сочла, что условия конкурса ограничивали конкуренцию. Арбитражный суд с их доводами не согласился, но осадочек, как говорится, остался.

Фальстарт для избранных
К декабрю подрядчик сдал готовую работу. Срок ее предъявления городу и миру несколько раз сдвигался и в конце концов был назначен на июнь 2019–го. Привязка к очередному ПМЭФ выглядела вполне логичной. В конце концов, впереди оставалась львиная доля туристического сезона, за который метабренд могли успеть узнать, оценить и, кто знает, может быть, даже полюбить. Однако премьеры в июне не случилось. Ее отменили безо всяких объяснений.

Избранные счастливчики смогли увидеть метабренд весной 2019 года. Правда, не в Петербурге, а в Гамбурге. Новыми логотипами там оформили петербургский стенд на прошедшем в начале мая празднике, посвященном 830–летию порта. Судя по просочившимся фотографиям, в скором времени нас ждет увлекательная дискуссия о вкусе, эстетике и пределах допустимого в креативе. Но пока «уважаемые петербуржцы и гости нашего города», как принято говорить у экскурсоводов, могут спать спокойно.

В комитете по развитию туризма «ДП» сообщили, что запустить мета­бренд в назначенные сроки не удалось из–за «слишком плотного графика событий». Теперь познакомить с ним широкую публику обещают осенью, но более конкретных ориентиров не называют.

Директор по маркетингу и стратегическому развитию SPN Communications Сергей Калинчук комментирует ситуацию сдержанно: «В практике нашего бизнеса это распространенное явление. Существует определенный зазор между моментом, когда проект сдается заказчику, и началом его реального использования. Иногда он довольно большой. Например, есть несколько наших креативных разработок, которые примерно в течение года держатся клиентом на холде. Несмотря на то, что они уже были сданы, приняты и оплачены. Пока их не выпускают в публичное поле, потому что это связано с бизнес–интересами и бизнес–планами конкретного клиента».
Не для упаковки
Похожей выглядит судьба бренда «Сделано в Петербурге», который разрабатывали параллельно — с октября по декабрь 2018 года. Подобные товарные знаки существуют во многих регионах. Как правило, их помещают на упаковку товаров локальных производителей, используя самый простой протекционистский механизм: «Покупай местное!»

Петербург, как обычно, выбрал свой особый путь, и в информации о проведении конкурса, опубликованной на сайте Смольного, сразу заявлялось: «Бренд не преду­смотрен для размещения на упаковке и товаре. Бренд является коммуникационным инструментом для контакта с потенциальными потребителями и парт­нерами». Как удалось выяснить корреспонденту «ДП» в городском Центре развития и поддержки предприниматель­ства (его специалисты непосред­ственно занимались организацией и проведением конкурса), подразумевалось, что главное предназначение торговой марки — «размещение на экспозиционных конструкциях».
Конкурс обошелся без э­ксцессов. Финальный вариант выбирался при помощи открытого народного голосования в интернете. А вот дальше, видимо, что–то пошло не так, и подходящих экспозиционных конструкций для размещения бренда за полгода так и не нашлось. В ЦРПП объясняют это следующим образом: «В первом полугодии 2019 года коллективных выездов и меро­приятий, на которых предусматривалось использование бренда, не проходило. Кроме того, была отменена весенняя выставка «Индустрия моды». Возможно, бренд будет использован во втором полугодии 2019 года на меро­приятиях, отвечающих целям и задачам проекта».

Что ж, похоже, осень в Петербурге обещает быть урожайной на городские бренды всех видов и масштабов.
В 2004 году, вскоре после празднования 300–летия города, Мин­экономразвития по тендеру выбрало консультанта, чтобы наконец понять, как поднять туристическую привлекательность Петербурга. Победила Boston Consulting Group — один из лидеров мирового консалтинга. За 500 тысяч долларов она предложила два плана, консервативный и революционный (он же — «Прорыв»). Проблемами города консалтеры назвали недостаточную его известность за границей, соответственно рекомендовали создать государственное «агентство городского маркетинга». Затем развить гостиничный рынок, затем шли модернизация музеев и городского транспорта, информирование туристов и их безопасность. Важной частью должно было стать развитие аэропорта.

Разработки легли в основу
программы развития Петербурга как туристического центра — продвигаемой под сокращенным названием «5–5–5». Эти цифры означали, что за 5 лет город должен был войти в пятерку крупнейших туристических столиц Европы и принимать 5 млн гостей ежегодно. Рынок оспаривал концепцию, считая ее банальной (и дорогой). Смольный защищал — и переводил с консалтерского на чиновничий.

В итоге появилось и маркетинговое агентство
, и информационные киоски, и даже туристические ангелы. Исправился аэропорт, развились гостиницы. Практически все задуманные иностранными специалистами 17 направлений развития так или иначе были задействованы.

Правда, теперь на рынке
отмечают перегруз города туристами.

Вера Хейфец,
шеф-редактор "ДП"
Георгий Вермишев,
обозреватель
Рабы экосистемы
За 10 лет технологическая революция сбросила с олимпа старых гигантов. Новые лидеры — те, кто формирует экономическую среду вокруг себя.
В прошлом десятилетии в топ–100 была лишь одна компания из Китая. В этом году в первую сотню попали уже 15 китайских брендов. Отчасти это ответ на призыв главы КНР Си Цзиньпиня.
Перенесемся в 2000 год. Рейтинг мировых брендов от Interbrand. Безоговорочный лидер, который еще много лет будет удерживать первое место, — Coca–Cola. В спину ей дышат Microsoft, IBM и Intel — ключевые бенефициары процессов компьютеризации. О брендах, которые захватили олимп сегодня, еще ничего не известно. Apple еще не изобрела айфон и доволь­ствуется 36–м местом. Amazon уже догадался продавать не только книги, но и музыку с видео, так что ему достается 48–е место. А Googlе в рейтинге нет вообще, он пока известен только среди гиков.
Триумф экосистем
Сегодня эта троица возглавляет рейтинг Interbrand. Apple вырвалась на первое место в 2010–м, через 3 года после выпуска первого айфона. Лидерство она сохраняет даже сейчас, когда продажи новых гаджетов разочаровывают аналитиков, а рынок постепенно захватывают китайские Huawei и Xiaomi! Разгадка проста. Люди, может быть, не обновляют гаджеты ежегодно, но продолжают пользоваться сервисами. ITunes, App Store, Apple Pay всегда на слуху, а это часть могучего «яблочного» бренда.

«В 2006 году отношения с брендами были очень простыми. Мы водили машины Toyota, пользовались банков­ской картой Citi, ездили в Walmart, чтобы купить бутылочку Coca–Cola или сигареты Marlboro, — поделилась с «ДП» Элспет Чунг, директор по оценке Global BrandZ. — Из рейтингов эти бренды не исчезли, но лидеры рейтингов гораздо больше влияют на нашу жизнь. Это уже бренды целых экосистем, стремящихся удовлетворить самые различные по­требности».

«Дело еще и в том, что традиционные бренды сдают позиции, всё больше скатываясь в поле дженериков, — добавляет Сергей Калинчук, директор по маркетингу и стратегическому развитию SPN Communications. — Coca–Cola сейчас — это уже не способ самопрезентации и не атрибут социальной принадлежности. Это просто газировка. Даже не на каждый день, а на каждую минуту. У нее есть прямые аналоги под другими брендами и огромное количество продуктов — заменителей на любой вкус и интерес. А сущность любого бренда именно в уникальности. Может быть, не реальной продуктовой, но хотя бы в уникальности воспринимаемой и коммуницируемой. У экосистемных брендов по определению больше возможностей для создания такой уникальности, поскольку они формируют свое предложение по принципу пазла из любых элементов, которые сами захотят выбрать».

Симптоматично, что в самом свежем рейтинге, выпущенном компанией BrandZ в июне, на первом месте оказался все–таки бренд Amazone — компания, которая уже давно не концентрируется исключительно на онлайн–ретейле, а развивает самые разные сферы, от беспилотных автомобилей и голосовых помощников до производства фильмов и сериалов.

Китай на подходе

Та же логика действует и в Китае, чьи бренды стремительно набирают мировой вес. Лидером, по версии все той же BrandZ, является Alibaba (по сути, китайский аналог Amazon). С оценкой $ 130 млрд компания смогла занять 7–е место в мировом рейтинге. На 8–м — китайская же Tencent, инвестиционная холдинговая компания, объединяющая и соцсети, и платежную систему, и даже наиболее распространенные в Китае мессенджеры Tencent QQ и WeChat.

А тот же Huawei, громко заявивший о себе на рынке смартфонов, остается лишь на 47–м месте. Да, по продажам своих устройств компания вышла на второе место в мире и уступает только Samsung. Но собственная экосистема у него пока только формируется, а смартфоны работают на операционной системе Android — то есть Google, смотри 3–е место рейтинга.

«Путь от ценного бренда к премиальному нелегок. Но это то, что многие китай­ские компании пытаются сейчас делать, — говорит Элспет Чунг. — Для них крайне важно не только работать с местными потребителями, но и повысить осведомленность по всему миру. Отчасти это ответ на настойчивый призыв главы КНР Си Цзиньпиня к китайскому бизнесу выйти на глобальный уровень».
Усердие дает плоды. В прошлом десятилетии в топ–100 была лишь одна компания из Китая, в этом году в первую сот­ню попали уже 15 брендов.

Русских не выталкивают
В топ–100 также есть немецкие бренды или испанские. А вот русских по–преж­нему нет. Самым дорогим россий­ским брендом, по версии компании Brand Finance, оказался Сбербанк, потеснив компании энергетического сектора: «Газ­пром» и «Лукойл». Тем не менее в общемировом рейтинге он только на 139–м месте с оценкой стоимости $ 12,4 млрд. Для сравнения: строкой ниже — компания Sony, между прочим в первых рейтингах брендов 2000 года стоявшая аж на 18–м месте.
Совпадение ли, но в последнее время именно Сбербанк в России идет по пути создания полноценной экосистемы, пытаясь создавать стратегические альянсы сначала с «Яндексом», а теперь и с Mail.ru. И в рейтинги все равно попадает именно он, а не партнеры, как бы россияне ни гордились собственными аналогами Google и Facebook.

«Яндекс» — локальный лидер на ограниченном и конечном русскоязычном пространстве. В мировых масштабах он не может конкурировать с Google, — считает ведущий российский эксперт в области брендинга Антон Буланов. — Это же касается VK. С Telegram ситуация несколько иная: это международный сервис, но сам по себе рынок мессенджеров устроен так, что его существенный рост предполагается за счет инкорпорирования в себя разных сервисов: e–commerce, платежная система и т. д. В этом Telegram вряд ли сможет когда–то конкурировать с Facebook или WeChat. Поэтому Павел Дуров на волне доверия к Telegram выпустил криптовалюту — это оказалось более реальным сценарием развития бизнеса. Но с точки зрения стоимости бренда это все равно никак не повлияет на ситуацию».
«Существующие методики оценки стоимости брендов так или иначе учитывают фактор по­требительской лояльности. А что Россия производит для внешнего мира? Наш основной продукт — это по–прежнему сырь­е и оружие. Да, есть достойные российские игроки в глобальном консьюмер­ском пространстве — например, «Балтика» или Касперский, но это именно одни из игроков, а не мировые лидеры, — считает Сергей Калинчук. — У нас как раз таки достаточно емкий внутренний рынок. Нас ни­кто не выталкивает за пределы России, поэтому нас там и нет».
Любовь Лучко,
журналист
Фантастические клиенты
И где они обитают
От вездесущих маркетологов не скроешься — они всегда шествуют за клиентом. Утреннее пролистывание газет сменилось пролистыванием лент, но и там нас настигает реклама — готовая за один клик реализовать наши пожелания. Однако интернету не суждено вбить последний гвоздь в крышку гроба традиционных СМИ.

Всем прогнозам назло

Покупатель утекает в онлайн — таково очередное подтверждение тренда экспертами Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР).
В I квартале 2019 года объем рекламного рынка в России вырос на 4 % и достиг 111 млрд рублей. Своего читателя необратимо теряют газеты — по статистике, за год потеря достигла 18 % аудитории. За ними идет ТВ, откуда исчезло 6 % зрителей. Вся масса потребителей добровольно устремляется в сеть — к первому кварталу этого года интернет заполучил еще 18 % аудитории.

Эта статистика для продавцов всевозможных товаров и услуг автоматически дает ответ на вопрос о выборе канала коммуникации с покупателем. Однако пока ТВ, радио и пресса живы (как бы громко ни провозглашали их скоропостижную кончину), а на улицах мы по–прежнему отмахиваемся от промоутеров с флаерами. Получается, что интернет рекламно не всесилен.

«В краткосрочной перспективе «классическим каналам» будет непросто, и, чтобы сохранить позиции, придется учитывать изменившуюся специфику потребления контента. У крупных медиаигроков абсолютно точно есть понимание сложности ситуации и, что важнее, ресурсы для изменений. Так, вопреки прогнозам, мы наблюдаем усиление позиций наружной рекламы. Преимущественно это связано с развитием Digital OOH (мультимедийные билборды, «городские экраны» и т. д.)», — уверен аккаунт–директор Great Advertising Group Илья Литницкий.

Ты изменился, поумнев

И хоть победа в битве на информационном поле за внимание и деньги потребителей явно не на стороне привычных офлайн–каналов, все же для выживания им нужно искать новые точки приложения. Мудрым путем вслед за телефоном по­шло телевидение — объединившись с интернетом и тем самым приставив к себе лестный эпитет Smart. Это дает доброму плазменному другу шанс не скучать на стене, по­крываясь пылью. Как подсчитали в «М. Видео–Эльдорадо», в 2018 году доля моделей с ультравысоким разрешением и технологией Smart TV достигла 22 % в штуках и 44 % в деньгах. «Многие эксперты с оглядкой на западные рынки ожидают хоть и небольшой, но рост ТВ–рекламы за счет развития ТВ–технологий и роста популярности Smart TV. Хуже всего приходится традиционной «печатке», но, уверен, и здесь мы увидим какие–то решения, которые могут дать ей новый импульс», — говорит Илья Литницкий.

Что до шуршащих страничек, благоухающих свежей типографской краской, — как предсказывает Институт цифровых трансформаций и исследований экономических трендов, к 2023 году их производителей станет в 1,7 раза меньше в сравнении с 2018 годом. К тому моменту число работников печатных газет и журналов сократится до 157 тыс. человек. Их частично заменят онлайн–медиа, к числу которых относят блогеров. Аналитики вычислили, что «лидеров мнений» в России к 2023–му станет более 150 тыс. человек. В целом за по­следние 5 лет количество зарегистрированных Роскомнадзором печатных СМИ в стране сократилось почти на 21 % (с 63,5 тыс. до 50,5 тыс.).

Повсеместная диджитализация позволила персонализировать рекламу и сделать отношения с покупателем непрерывными, отмечает заведующий кафедрой маркетинга Санкт–Петербургского государственного экономического университета профессор Оксана Юлдашева: «Это происходит через использование современных девайсов и новых онлайн–каналов и инструментов коммуникации, а также через другие по­требительские сервисы, которые позволяют пользователю выбрать и персонализировать интересный ему контент. Это означает, что бизнес четко должен понимать целевую ауди­торию и источники информации, которые она использует. При этом целевая аудитория все меньше определяется демографическими характеристиками и все больше характеризуется схожим образом жизни».

Увидел, лайкнул, купил
Соцсети все больше укрепляются в статусе торговой площадки. В Admitad объем продаж по принципу CPA (Cost per Action — оплата действий пользователя на сайте рекламодателя) в первом полугодии 2019 года оценили в 539 млн рублей, рост составил 21 %. Больше половины всех покупок совершают пользователи «ВКонтакте», за ним гонится Twitter, где продажи с января по июнь прибавили 141 %.
Несмотря на визуальный упор Instagram, на эту соцсеть пока что приходится не более 5 % покупок в России. Но у приложения большие планы. Топ–менеджер компании Адам Моссери бросил вызов Amazon и китайским гиган­там Alibaba и WeChat, объявив о стратегии развития онлайн–ретейла в течение 5–10 лет. Функцию покупок Instagram запустил осенью 2018–го. Новация, по оценкам аналитиков, может принести компании к 2021 году $ 10 млр­д.

«Instagram хорошо работает на воронке продаж, для привлечения новой аудитории и ее информирования, а также как инструмент ретаргетинга. Без сомнения, популярность приложения будет расти и дальше гигантскими шагами в мире и в России. Facebook не зря его прокачивает с точки зрения рекламных технологий. Вообще соцсети подойдут любому сегменту бизнеса — как крупным банкам, так и домохозяйкам, продающим печенье. Это хороший инструмент для работы с огромной аудиторией. Я думаю, что в Instagram можно и металлопрокат продавать, есть такие кейсы. Просто это нишевая история», — отмечает директор отдела регионального развития iConText Group Константин Самсонов.

Самая обеспеченная ауди­тория водится «ВКонтакте». По данным Mediascope, в 2018 году в категорию «могут покупать дорогие вещи» включены 15,92 млн пользователей «ВКонтакте», в Instagram таких пользователей 9,89 млн, в «Одноклассниках» — 9,84 млн, в Facebook — 9,82 млн, в Twitter — 3,96 млн. И хоть просторы соцсетей вопреки всем представлениям давно бороздит старшее поколение, все же их внуки, которые получили в руки смартфон раньше погремушки, обошли их в науке «напиливания годного контента». Максимальное присут­ствие в соцсетях — у молодых людей от 18 до 24 лет. Ежедневно скроллят ленты 91 % из них. А вот следующие за ними миллениалы (от 25 до 34 лет) балуются лайками куда меньше (69 %).

«Уже несколько лет обсуждается «эффект миллениалов» — поколение 25–30 летних, которое разочаровано соцсетями и отказывается от их использования. Однако для большого числа людей соцсети — это основной источник информации, в том числе и для более старших. Следовательно, важно понимать свою целевую аудиторию, ее образ жизни и модель потребления информации», — резюмирует Оксана Юлдашева.
Бренд за 5 шагов
Пышечный кейс
Пышка — гастрономический символ Петербурга. В знаменитую пышечную на Большой Конюшенной очередь тянется хвостом. Однако это блюдо не так распространено в городе, как, например, шаверма, которая давно перекочевала из рыночных палаток в петербургские рестораны и обрела разнообразие не только наполнений, но и окрасов. Но пышка остается равна себе и по–прежнему продается. Как можно нарастить популярность этого изделия за 5 шагов? Об этом кейсе мы спросили уважаемых профессионалов рынка.
Обновить классику

Сергей Калинчук
директор по маркетингу и стратегическому развитию SPN Communications
Выбираем нишевую стратегию и уклоняемся от конкуренции — поскольку она слишком высока на рынке фастфуда и HoReCa.

Также очевидна убывающая позитивность самого продукта как нездорового. Каждой группе по­требителей нужно предлагать пышку, разговаривая на их языке. Студентам надо предоставить одни вариации продукта, с туристами ситуация будет противоположна. Это определит и локации размещения продукта. Несмотря на то что пышка пережила революции и ее не изменило развитие технологий, необходимо предложить разные варианты блюда.
Donut a–la russ

Макс Федоров
коммерческий директор агентства ENDY
Необходимо осознать сценарии потребления пышек (романтические свидания, ностальгические выходные или быстрый перекус с бочковым кофе), затем сегментировать целевую аудиторию. Для продвижения продукта нужно проработать бренд — образ, заключающий ценность для потребителя за счет лучшего решения его проблемы. Можно провести аналогию с американским пончиком и продвигать через лидеров мнений — пусть Боярский в зенитовском шарфе макает пышку в кофе. Хорошим инструментом станет и городской пышечный фестиваль с развлечениями.
Трендовые прочтения

Теххи Полонская
руководитель маркетингового агентства «Брусника»
В культуре пышки сошлась идея пищи не только физической, но и духовной. Вот и пышечная на Большой Конюшенной стала культурной Меккой. Городу необходимо обеспечить создание художественного объекта — это поддер­жит молодых художников и скульпторов. Концептуальную идею стоит вписать в тренды. В рамках итоговой пышечной недели нужны будут блогеры, которые создают повестку в том, что касается бодипозитива. Можно привлечь к проекту дизайнеров, которые шьют одежду от 52–го размера, привлечь моделей +size и как–то еще обыграть слово «пышка».
Вспомнить забытое

Майя Арутюнян
директор проектов Brandson Branding Agency
Пышка уже сама по себе бренд. Сейчас скорее стоит вопрос о продлении ее жизненного цикла и возобновлении к ней интереса со стороны потребителя. Надо провести аналитику. Цель — определить, кто является основной целевой аудиторией (ЦА) пышек. Понять инсайты ауди­тории. На этой основе выяснится, как представлять пышку. Возможно, как традиционную петербургскую. Или классическая пышка уже устарела и для нее нужны существенные обновления?
Например: пышки шоколадные, на овсянке без сахара или в глазури, как д­онатс, и т. д.
Новый символ

Ольга Фролова
маркетолог проектов Serenity
За тысячелетия мы привыкли и полюбили рассказывать друг другу истории. Можно придумать легенду Пышки — связав ее с историей Петербурга. Получится новый символ города — наравне с Чижиком–Пыжиком или петербургскими котами. Это привлечет внимание туристов и гостей, став фишкой в туристических маршрутах. В рекламе можно показать универсальность блюда — что ею можно перекусить и на свидании, и на прогулке с друзьями. Распространять символ можно также через мерч — толстовки, зонты, дождевики с пышками или открытки с пышкой и видами Петербурга.
Любовь Лучко,
журналист
Обновление под коркой
Компании периодически затевают изменения. То, что потребители видят как смену дизайна, зачастую — глобальная перестройка стратегии компании на рынке.
Когда компании меняют тольк­о визуальную часть, не меняя ничего в продукте, потребитель чув­ствует себя обманутым
Стоить она может миллионы долларов. Зачем компании идут на эти траты и как это работает в ситуации, когда у граждан нет лишних средств на покупки — разбирался «ДП».

Сколько стоит бренд построить?
Знакомо ли — вы пришли в магазин, ищете на полке привычную бутылку молока от «***ского завода», который в коллаборации с кофе много лет спонсирует ваше утро, а под любимой маркой затаилось нечто в странной бутылке с пестрыми надписями? Сердце разрывается — но это просто молокозаводу пришел пугающий консервативных покупателей ребрендинг.

История маркетинга знает немало примеров, где, на первый взгляд, всего лишь незначительное изменение логотипа обходилось в сумасшедшие суммы.
Например, искривление белой полосы Pepsi в 2008 году стоило $ 1,2 млн. British Petroleum для того, чтобы сойти со щита и превратиться в прекрасный цветок–гелиос (нынешний узнаваемый лого компании), заплатила в том же году $ 211 млн. Фирменная символика сменилась на всем — от заправок до офисных карандашей. Но рекорд по изменению айдентики сегодня за разработчиком ПО для информационной безопасности Symantec. В конце 2010 года компания анонсировала ребрендинг — скрещивание черно–желтого инь–яна с фирменной меткой–галочкой VeriSign обошлось в $ 1,3 млрд. Дороговизна удовольствия объясняется не только гением дизайнеров: «Стоимость складывается из четырех частей: исследования потребителей и конкурентов, графической реализации новой дизайн–концепции, закупки новых упаковочных материалов и продвижения товара. Практика показывает, что первые два этапа относительно недороги, но трудоемки с точки зрения сроков реализации. Переход на новый дизайн — это также достаточно долгий процесс. Этап продвижения продукта наиболее затратен, но это касается главным образом больших брендов», — говорит генеральный директор New Solution Максим Никитин.

Булки бывают разные

В Петербурге новые ниши захватывает «буше» — и названием без заглавной буквы подчеркивает стремление избавиться от всего лишнего.
«Компания все 20 лет своего существования меняется, эволюционирует в рамках философии, которая заложена ее основателем Олегом Лега: быть живым в каждый момент времени и менять жизнь к лучшему. В определенный момент мы почувствовали, что наш визуальный облик отстает от того, что мы делаем. Сегодня визуальный язык «буше» рассказывает о нашей любви к городу, к людям, к их историям. Идея нового брендинга очень простая, она поддерживает наш дескриптор «есть настоящее». Он показывает саму идею — обращать внимание на суть, а не на форму», — раскрыл суть изменений коммерческий директор «буше» Роман Певзнер.
В этом году компания запустила раменную Chou Do и анонсировала открытие на столичном рынке винного бара по соседству с хлебопекарней. Если проект приживется в Москве, то его тиражируют и в Петербурге.

Приверженцам идеологии «Хлеб — всему голова» наверняка бросились в глаза черно–белые фотографии, выглядывающие с полок в хлебных отделах супермаркетов, — это «Хлебный дом» пошел по пути переосмысления себя. «В современных реалиях «Хлебный дом» не может быть просто производителем, он несет в себе большую и актуальную идею, идею душевного тепла, — комментируют в Fazer. — В центре всех коммуникаций бренда — человек, а «Хлебный дом» не просто утоляет голод — он стремится наполнять теплом всю жизнь. Ведь хлеб и выпечка — это именно те продукты, которые функционально заключают в себе тепло».
Тренд на ЗОЖ пережил свой пик и стал распространенным явлением. Так, по данным потребительской панели GfK, 58 % покупателей в России говорят, что следуют правилам ЗОЖ при покупке товаров повседневного спроса. Адепты здорового питания пренебрежительно называют мучное булками, однако маркетологи хлебо­булочных компаний находят подход и ним — выпускают изделия с модными пророщенными зернами, овощами, отрубями и т. д.

Конечно, не обходится без подтянутых моделей на упаковках и надписей, что сей здоровый хлеб не содержит ГМО, глютена, ароматизаторов, «ешек» и прочего. Осталось только, чтобы двойная порция бутербродов обращала милый животик в уверенные кубики. К слову, по мнению аналитиков GfK, «зожники» делятся на пять сегментов, из которых самый крупный — «декларируемый ЗОЖ», где покупатели не очень разбираются в настоящем ЗОЖ и не очень соблюдают его, но зато хорошо покупают маркетинговые обещания.

Подтяните фейс

В России есть и масштабные примеры перепозиционирования. В 2009 году Сбербанк обновил логотип — сдвинул галочку влево, окрасил ее «природно–зеленым» и пустил солнечный блик.

Попытка уйти от образа советской сберкассы и выразить в логотипе компании, по выражению топ–менеджера Германа Грефа, динамичность и молодость, стоила (по оценкам экспертов) 20 млрд рублей. Это немедленно стало поводом для шуток.
Спустя 10 лет производство мемов со Сбербанком в виде Пакмана запустилось опять — в апреле этого года финансовая организация зарегистрировала новый товарный знак «Сбер». «Мы значительно больше, чем банк. Мы уже достаточно большая экосистема, и она будет расти и охватывать наших клиентов на 360 градусов», — обозначил новую философию компании Герман Греф.

«Часто под ребрендингом понимают рестайлинг, когда не затрагивается идеология бренда, а только обновляется визуальный образ. Если бренду нужен только фейслифтинг, то можно обойтись рестайлингом, но не менять основу бренда.
Это дорогое удовольствие, особенно для компаний, у которых большие масштабы бизнеса. Инвестиции в обновление бренда на местах (например, оформление точек продаж) значительно превышают инвестиции в разработку новой бренд–стратегии.
Еще одна важная составляющая расходов — реализация коммуникационной стратегии на информирование клиентов о ребрендинге.

А без такой стратегии вся работа может быть проигнорирована или не понята клиентом», — считает руководитель стратегической группы CORUNA BRANDING Антон Черёмушкин.

Управляющий директор видеопродакшн Salt Movies и ведущий преподаватель программы «Бренд–менеджмент» в ВШЭ Ирина Садчикова призывает не связывать обновление компаний с экономической ситуацией в стране: «Это изменение стратегии, необходимое для поддер­жания конкурентоспособности на рынке. Часто это просто наведение порядка в доме. Само слово «ребрендинг» в России обладает слегка негативным оттенком.

Причина в том, что были случаи, когда компании меняли только визуальную часть, не меняя ничего в самом продукте, в сервисах. Ре­брендинг был сделан формально, то есть менялась обертка, а наполнение оставалось прежним. Потребитель это быстро понимает и чувствует себя обманутым в таких случаях».
Дмитрий Маракулин,
журналист
Защита марки
Форма, имя, вкус и запах могут быть товарным знаком, поводом для кражи и предметом охраны
Очень часто право­обладатели забывают о том, что, если товарный знак не используется более 3 лет, он может быть аннулирован за неиспользование. В результате они часто теряют свои товарные знаки и несут убытки.
На бытовом уровне люди зачастую используют слово «бренд», хотя такого понятия в российском законодатель­стве нет. Бренд, поясняет ведущий юрист юрфирмы INTELLECT Михаил Хохолков, — это совокупность нематериальных активов, в числе которых и фирменное наименование, и товарный знак (или несколько), и иные средства индивидуализации, и репутация, и комплекс ассоциаций, связанных с компанией или товаром, как вместе, так и по отдельности.
Защитой закона обладают товарные знаки, которые регистрирует Роспатент. Они бывают самыми разнообразными, но самые популярные — это словесные (слова), изобразительные и комбинированные (сочетание слов и изображения) знаки. Менее популярными являются 3D–знаки — например, оригинальная бутылка для вина может быть зарегистрирована в качестве товарного знака. Из редких знаков, отмечает Антон Нефедьев, советник практики по интеллектуальной собственности Bryan Cave Leighton Paisner Russia, можно назвать обонятельные (например, запах духов может быть товарным знаком), музыкальные (мелодия), цвет (отдельный цвет как товарный знак — к примеру, розовый цвет Vanish).
И именно товарный знак можно украсть­, и именно он может стать причиной торговой войны, а не бренд.

Торговые войны
До сих пор в России широко известны конфеты «Кис–кис», «Ласточка», «Золотой ключик», «Буревест­ник», которые были популярны еще в Советском Союзе. С середины 1990–х годов многие из них были зарегистрированы в качестве товарных знаков на имя тех компаний, которые первыми подали соответствующие заявки. Эта ситуация, напоминает юрист петербургского офиса юрфирмы «Борениус» Вера Зотова, обернулась столкновением интересов правообладателя и других изготовителей одноименных конфет: владельцы товарных знаков стали предъявлять претензии к другим компаниям, незаконно использующим их товарные знаки.
Впрочем, есть примеры, когда получить право на популярные в СССР торговые знаки не удалось никому. «По закону невозможно зарегистрировать в качестве товарного знака обозначение, вошедшее во всеобщее употребление. Такая ситуация сложилась с сырами «Янтарь» и «Дружба», — говорит Вера Зотова.

«Чаще всего вопросы о краже бренда возникают при разделе бизнеса. Нередко один из партнеров получает регистрацию на свое имя и запрещает использование другим лицам. При этом каждый партнер убежден, что у него и только у него есть права на спорное обозначение», — добавляет управляющий партнер юркомпании «Усков и партнеры» Светлана Ускова.

Страдают от незаконных посягательств и иностранные компании. Так, несколько лет назад в нашей стране произошел судебный спор о торговом знаке ZEGNA (правообладатель — ALIGUSTA LTD), широко используемом на мировом рынке мужской одежды. Этот же товарный знак был зарегистрирован в России для другой категории товаров (в частности, табака). Однако иностранной компании удалось добиться отмены этой регистрации в суде.

Низводить и курощать

Вопрос защиты товарных знаков сегодня очень актуален для бизнеса. Случается, что предприниматели запускают крупный и дорогой проект, не исследовав все правовые риски. К примеру, берут для своего детища название, которое уже зарегистрировано как товарный знак другим юрлицом.

Может произойти и другая ситуация, которая также чревата негативными последствиями для бизнеса. «Очень часто правообладатели забывают о том, что, если товарный знак не используется более 3 лет, он может быть аннулирован за неиспользование. В результате правообладатели часто теряют свои товарные знаки и несут убытки», — говорит Светлана Ускова.

Каждый бизнес сам ­определяет пути отслеживания нарушений, исходя из собственной специфики. «Крупные производители продуктов питания вменяют в обязанности мерчандайзеров, работающих «на полях» (непо­средственное присут­ствие специалиста в магазине), фотографирование продукции, бренды которой похожи на бренд данного работодателя, и отправку таких снимков в головной офис компании», — ­рассказывает Антон Не­федьев.

Михаил Хохолков говорит о популярности использования товарных знаков конкурентов в качестве ключевых слов в контекст­ной рекламе при поиске: «Обнаружить подобный казус проще простого». Бывают и более анекдотичные случаи обнаружения неправомерного использования товарных знаков: например, покупатель, нарвавшийся на контрафакт­ный товар, обращается с жалобой на его качество к владельцу товарного знака. Так покупатели, уточняет Михаил Хохолков, помогают узнать о существовании нарушителей.

Впрочем, сегодня государство, по оценке юристов, старается защищать интеллектуальную собствен­ность. Именно такой сигнал был получен в ходе рассмотрения спора двух издательств — «Просвещение» против крупного россий­ского издатель­ства «Вентана–Граф», входящего в корпорацию «Русский учебник». Bryan Cave Leighton Paisner Russia добилась взыскания значительной для российской судебной практики суммы компенсации за нарушение прав на товарный знак — более 3,7 млрд рублей. «Несколько лет назад представить, что суд может взыскать такую компенсацию, было практически невозможно», — считает Антон Нефедьев.
Любовь Лучко,
журналист
Патриотизм на продажу
Государство старается защитить имена регионов от маркетинга. Однако бизнес с этим не согласен.
У каждой координаты своя история. Так рождаются локальные бренды.
Глубоко преданные родине люди подлинно выражают это чувство через окружение себя предметами, как бы «плоть от плоти» родимой земли. Это могут быть флаги, гербы, изображения знаковых исторических событий. Так государство превращает себя в бренд для своих граждан. А они, в свою очередь, мыслят себя через привязку к региону, городу, району, улице — и у каждой координаты своя история. Так рождаются локальные бренды — гордость, слагающая стихи и песни. Вспомните оренбургский пуховый платок на плечах певицы Людмилы Зыкиной или Андрея Миронова, грозившего нерадивой возлюбленной уехать в город невест Иваново.

Но на одной любви к малой родине непросто выстроить комплексную маркетинговую стратегию, которая обеспечит рост продаж. Географический аспект в названии бренда влечет дополнительные риски — сравнение с продуктом, который выпускался раньше. «Привязка бренда к региону подчеркивает традиции производства определенной категории товаров, на которых строится позиционирование, или преимущества локации. Задача — пробудить ностальгию у потребителей, готовых заплатить за приятные воспоминания, — считает директор по маркетингу и PR маркетингового агентства «Би­план» Григорий Ильин. — Компания–производитель должна подкрепить это высоким качеством продукта, чтобы покупатель возвращался снова и снова, а не рассказывал окружающим, что было намного лучше».

Какому еще городу, как не Петербургу, ловить носящиеся в воздухе знаки и превращать их в фирменные? Тем более что защищать их «исконность» позволяет Гражданский кодекс, куда в июле внес­ли понятие «географическое указание». «Санкт–Петербург сам по себе город–бренд: величественная архитектура, дворцы и соборы, реки, каналы, неповторимая петербургская атмосфера — все это является «товаром» для туристов. Например, если ввести в поисковой строке «что привезти из Тулы» — откроются фотографии пряников и самоваров. На аналогичный запрос о Петербурге — многочисленные сайты с предложениями о продаже сувениров с видами города», — говорит бизнес–омбудсмен Александр Абросимов.

Что в имени твоем
Петербургских марок полно — чтобы их найти, не нужны дополнительные усилия. «Петр» давно стал корнем городского бизнеса и, соединившись, например, с «трансом», работает в логистике, а в альянсе с «продуктом» — кормит горожан. Таким же путем пошла и Нева. К слову, городских компаний, «примазавшихся» к имени Петербурга, его создателя и реки, насчитывается более 16 тыс. Согласно СПАРК, организаций, у которых в названии содержится «Санкт–Петербург», — 3,8 тыс., «Петро» — 1,6 тыс., «Петров­ский» — 289, «Нева» — 7,6 тыс., «Невский» — 2,8 тыс. Одним словом, бизнес буквально дышит родным регионом.

«Мы любим это название и относимся к нему с большой ответственностью. Если производители берут на себя обязательства сочетаться с именем города, то их продукция должна отражать суть. Например, летние дождевики или теплые футболки не будут актуальны на юге, а в дождливом Петербурге — в самый раз. Однако получение дополнительных разрешений на использование названия региона может породить бюрократию и коррупцию и будет тормозить развитие малого бизнеса. Но если компания своей продукцией позорит имя области или города, то у администрации должно быть право обратиться в суд», — уверен глава компании «Петербургский стиль» Александр Филиппов.

Региональные бренды не могут быть закреплены за конкретным производителем, так как содержат общеизвестные географические названия местности. Как отмечает исполнительный директор ООО «Академия–Сервис» Валерий Аракчеев, это дает простор для спекулянтов: «В связи с этим некоторые недобросовестные производители могут выпускать не совсем качественный товар под раскрученным брендом и тем самым ухудшать имидж товарной марки».

Местный и честный
Чтобы стимулировать петербургских производителей, в 2018 году учредили премию «Сделано в Санкт–Петербурге». В этом году почетный знак получили 11 предприятий в пяти номинациях — за вклад в рост экспорта, в инновационную деятельность, в модернизацию и расширение производства, в городскую экономику, за переориентацию на выпуск гражданской продукции. Среди имен — крупные промышленные, судостроительные и даже научные предприятия. Есть у города и свой стандарт на любые товары и услуги, подтверждаемый знаком «Петербургская марка качества». Угловатый грифон сопровождал корреспондента «ДП» в фирменном такси, однако авто все равно чуть не заглохло на одном из светофоров.
Но не только награды сулят развитие местных брендов. Внимание гостей города и сама территориальная принадлежность компаний и их продукции сами по себе помогают дер­жать марку на высоком уровне. «Гости из других регионов России покупают продукцию нашего завода в подарок, а иностранцы с каждым годом все больше интересуются российским виноделием. На мой взгляд, регион не должен контролировать использование своего имени в названиях компаний и товаров. Наоборот, он должен содействовать реализации локальных марок, прежде всего на местном, но и на федеральном рынке», — уверен заместитель гендиректора завода «Даг­вино» Владимир Матюшечкин.

Как добавляет Валерий Аракчеев, целевая аудитория продуктов с таким наименованием ориентирована на другие регионы России: «Основной во­прос — это наличие положительной истории, которая сидит в голове покупателей и ассоциируется с качеством товара данной местности». Однако вести бизнес под именем города — означает все время смотреть под ноги, чтобы не упасть в грязь лицом. «Это не только маркетинговый ход, направленный на «потребительский патриотизм», но и большая ответственность перед покупателями», — считает глава комитета по торговле ТПП Петербурга Ольга Волкова.
Получить знак «Сделано в Санкт–Петербурге» не так просто, это требует системной работы. Необходимо настроить контроль качества на всех этапах — на начальном, промежуточном и конечном. Сам знак в большей степени работает на имидж компании — повышает потребительскую лояльность к продукту и его узнаваемость. Но знаки — не панацея от всех бед. И тем более нет смысла их все представлять на упаковке. Для компании награды — признак упорной работы в верном направлении.
Мы надеемся, что, связывая свою продукцию с Санкт–Петербургом, мы вносим в нее философию города и высокие стандарты качества.

Андрей Крыжановский,
генеральный директор пищевого комбината «ЛИНФАС»
Микротренды в дизайне логотипов появляются и исчезают постоянно. Прямолинейно им следовать — значит обрекать логотип на ускоренное устаревание. Если говорить о серьезных изменениях, можно отметить два противоположных тренда: упрощение логотипов крупных компаний и усложнение логотипов в среднем и малом бизнесе. Компании–заказчики редко ориентируются на сиюминутные тренды (и это радует), но на крупные сдвиги в визуальной культуре они реагируют. И если айдентика отстает от современности на 10–15 лет, они это прекрасно понимают.

Юрий Акулин,
арт–директор Logodiver.ru
Безусловно, наш город, обладающий богатой историей и уникальным культурным и туристическим потенциалом, формирует у жителей и гостей определенный ассоциативный ряд. Мы довольно часто сталкиваемся с ассоциациями, которые предприниматели вкладывают в готовый продукт. Главное, чтобы наши производители поддерживали достойное качество товаров, чтобы репутация города всегда была на высоте. Наш центр активно работает в формате объединения и продвижения петербургских предпринимателей и производителей продукции. Для продвижения продукции производителей из сектора народно–художественных промыслов и ремесел готовится к выпуску иллюстрированный онлайн–каталог товаров.

Лев Кузнецов,
директор Центра развития
и поддержки предпринимательства
Маргарита ФещенкО,
журналист
Тренд на имя
Что спасет fashion–индустрию: крепкое производство или фамилия дизайнера?
У модных брендов Петербурга есть все шансы выйти на мировой рынок. Правда, как и когда — неизвестно. И если талантливых дизайнеров в городе хватает, то остальные ниши в индустрии пустуют: ни обученных рабочих рук, ни продвижения, ни кредитования. На чем же стоит и куда движется российская и петербургская мода?

Пограничное состояние

Петербургские модные бренды выходят в свет — Старый и Новый. Но пока точечно. Судя по количеству магазинов «отечественной сборки», такое распространение похоже скорее на имиджевую историю или осторожное «прощупывание» нового рынка — но никак не на экспансию.

И все же магазины петербургского бренда Concept Club уже сейчас можно встретить не только в постсоветском простран­стве, но и, например, в Индии. В свою очередь ZARINA, befree и LOVE REPUBLIC сумели «дорасти» до Польши. Не отстают и инди–бренды: пускай не розничными точками, но талантом дизайнер Юрий Питенин под знаком Saint–Tokyo завоевал сердца и гардеробы Леди Гаги и Сары Джессики Паркер.

Какими путями все же эффективнее выходить на мировой рынок? Обладая дизайнерской идентичностью и одевая звезд первого эшелона? Или имея крепкое массовое производство и создавая одежду для не столь медийных, но все же не менее привлекательных горожанок по всему миру?

«Конечно, действовать гораздо проще, если есть привязка к раскрученному имени. Но без налаженного производства успешно выйти на российский и тем более мировой рынок невозможно. Хотя покупателя, как правило, мало интересуют производственные силы бренда — удержать его можно, только своевременно обновляя коллекции и давая оптимальное соотношение качества и цены», — уверена Анастасия Пиорунская, руководитель дирекции по направлению сonsumer АО «БТК групп».

При этом путь некоторых брендов по производственно–именному признаку расходится надвое: так произошло, например, с петербургским интернет–магазином Toptop.ru от команды Lyykteam. «Мы стараемся работать на два фронта. Сначала развивали имя бренда, а затем, когда появилась возможность роста собственной фабрики, стали вкладывать все усилия в нее. Сегодня у нас на производстве работают более 70 человек», — рассказывают представители Toptop.ru.

Значит, можно быть сколько угодно талантливым, но без собственного производства петербургскому бренду вряд ли можно пробиться в пул мировых игроков? Как бы не так. «Маркетинговые исследования показывают, что скоро на рынке будут чувствовать себя уверенно только нишевые бренды: допустим, ортопедическая обувь. Но узконаправленной может быть и концепция бренда. Например, как у нашего модного дома — одежда–трансформер, в которой легко проводить целый день и путешествовать, — говорит дизайнер Янис Чамалиди, создатель именного модного дома Ianis Chamalidy. — При этом производство — ни в коем случае не самое главное. Можно отшивать одежду во всем мире на аутсорсе. И люксовые, и массовые бренды пользуются этим».

Дизайнеры — парижская «нефть»
И все же основной вопрос для российского fashion–сегмента сейчас концентрируется не на способах продвижения бренда за границу. Главная задача — создать индустрию внутри страны. С этим–то и связаны все беды отечественной моды.

«Нашей модной индустрии не хватает… индустрии, — делится парадоксом Андрей Кравцов, основатель петербургского бренда SHU. — У нас нет профессиональных выставок, дистрибьюторских фирм, агентов. В Европе есть люди, которые могут «подхватить» твой бренд и перевести его на коммерческие рельсы. В России ты сам должен заниматься и производством, и продвижением. Да и при подборе кадров зачастую приходится действовать интуитивно».

О кадровом голоде говорит, пожалуй, каждый первый предприниматель мира моды. «Многие профессии перестали существовать. Например, модистки — их больше нет! Нам пришлось создать обучающие курсы на базе мастерской, тем самым восполняя кадры», — рассказывает Ольга Рузакова, дизайнер бренда Cocoshnick, который специализируется на головных уборах, и добавляет, что в стране слабый рынок сырья, который на 90 % состоит из «стоков» — остатков европейских коллекций.
«Когда государство решит кредитовать реальный сектор экономики под адекватный процент, в России появятся и производства, без которых никакой индустрии никогда не будет. За все годы работы нам не одобрили ни одного кредита. Ипотеку нашей швее — пожалуйста. Меньшую сумму производству — нет. Причем активы у нас есть, но денег не дают даже на оборудование. Инвестиции, конечно, тоже не найти: как это сделать, если срок окупаемости производства — годы? Вот почему в деле остаются только очень организованные, принципиальные люди», — делится мнением дизайнер Кристина Урусова, создательница бренда Christina Urusova.

По словам дизайнеров, даже попытки поддержать индустрию «сверху» не привели к успеху. «Есть два пути развития модной индустрии: горизонтальный и вертикальный. Горизонтальным пошли в Китае и Турции — создали производство. Нам же необходимо вертикальное развитие — инвестиции в креатив. Например, в Париже нет нефти, но есть дизайнеры, поэтому туда и едут со всего мира. У нас же важности в этом не видят: государство выделяет фирмам беспроцентные кредиты, но в итоге мы ими не можем воспользоваться — деньги оседают в банках. Создается иллюзия поддержки, а на деле малый бизнес не может поднять головы», — обрисовывает ситуацию Янис Чамалиди. И добавляет, что его модный дом совместно с другими профильными компаниями даже был вынужден организовать свой модный кластер, резиденты которого смогут объяснить власти, что именно необходимо модной индустрии.

Но даже находясь в эпицентре вихря из проблем, российские и петербургские бренды умудряются выбиваться на мировой рынок. Значит, определенный потенциал есть.

Вопрос лишь в том, будет ли он наконец реализован.
Титаны модного дела
Кто из производителей нарядов для петербургских красавиц всех успешнее? «ДП» проанализировал информацию и выяснил, какие компании игла, нить и дизайнерская мысль вывели в лидеры fashion–ретейла.
АО «Мэлон Фэшн Груп»
(Zarina, befree, Love Republic)

Выручка: 17,3 млрд руб. (2018 г.)
13,9 млрд руб. (2017 г.)
В этом году бренд представил коллекцию–коллаборацию с Barbie, посвященную дню рождения знаменитой куклы. В прошлом году в лукбуке Zarina (называет себя первым российским fashion–брендом) снялась уругвайская актриса и певица Наталия Орейро, известная по роли в сериале «Дикий Ангел».
АО «БТК групп»
(ML TAC, Btc, Btc for kids, Urban Tiger)


Выручка: 11,1 млрд руб. (2018 г.)
12,3 млрд руб. (2017 г.)
Компания специализируется на производстве спец– и форменной одежды, обмундирования. С недавнего времени активно развивает бренд Urban Tiger, лукбуки которого выпускает в стилистике спорт–шик. Первый столичный «филиал» Urban Tiger был открыт в конце прошлого года.
ООО «Концепт Груп»
(Acoola, Concept Club и Infinity Lingerie)

Выручка: 10,8 млрд руб. (2018 г.)
11,2 млрд руб. (2017 г.)
Компания основана в 2005 году. История начиналась с бельевого отдела. В компании утверждают, что ее годовой грузооборот — 600 морских контейнеров и несколько сотен авиа– и автопо­ставок. В 2018 году 51 % в Concept Group получил Сбербанк.
ООО «Август» (oodji)
Выручка: 10 млрд руб. (2018 г.)
11 млрд руб. (2017 г.)
Из–за выхода на рынок Восточной Европы в 2011 году бренд изменил название с итальянского OGGI («сегодня») на oodji. Однако уже через 5 лет закрылось 16 магазинов в Польше, Чехии и Словении. В 2018 году компания вышла на американский рынок.
ООО «ТД «ТОТО ГРУПП»
(TOTOGROUP)

Выручка: 688 млн руб. (2018 г.) 788 млн руб. (2017 г.)
Компания на протяжении почти 30 лет производит на собственных площадках верхнюю одежду из меха и кожи. Продукция реализуется в сети из 15 фирменных магазинов — восемь из них находятся в Санкт–Петербурге.
Любовь лучко,
журналист
Без единой формулы
О том, выработан ли единый подход к оценке стоимости брендов и как рынок брендов развивается в России, «ДП» пообщался с управляющим партнером брендингового агентства Depot, президентом Ассоциации брендинговых компаний России Анной Луканиной.
Есть ли в экспертной среде единое понимание методики оценивания стоимости брендов?
— Единой формулы нет. Существует разный набор критериев оценки, а также различные подходы. Наиболее распространенные — затратный, рыночный, доходный. В зависимости от примененного способа эксперты получают различные цифры. Есть методологии, разработанные консалтерами: оценка бренда производится на основе собственных формул и данных компании, открытых финансовых отчетов и так далее.

Большинство способов базируется на комбинации экспертной оценки и количественных показателей. Но в основе любой оценки — большая доля субъективизма команды, производящей экспертизу, и ограничений, связанных с методологией. Например, рейтинг бренд–колсалтинговой компании Interbrand кроме финансовых показателей учитывает силу бренда и его узнаваемость.


Анна Луканина
Президент Ассоциации брендинговых компаний России
Так что стоимость бренда — своеобразный «черный ящик», где репутационная составляющая измерима настолько, насколько измерима цена шедевра искусства.

В чем сила бренда и влияние имени создателя?
— Для потребителя важен мир, созданный брендом, ощущения от контакта с брендом, его идеология. Актуальный бренд рассказывает историю, делающую его неотъемлемой частью общества. Он должен соответствовать ценностям своего по­требителя и разделять их. Иначе интереса он не предоставляет. Персональный бренд — отдельная тема и направление в брендинге. Есть бренды, где создатель «за кадром» и его имя и репутация никак не влияют на имидж продукта или компании.
Когда имя основателя или семьи — название бренда, то репутационная составляющая важна, но до поры. Если бренд живет своей жизнью, а создатель своей, то в ближайшей перспективе его имя перестанет ассоциироваться с брендом. Особенно за рубежом. Мало кто в России знает, что Бондюэль — фамилия основателя, а нынешнего гендиректора и наследника зовут Кристоф Бондюэль.
Есть бренды с «персональной ответственностью», где гарантия владельца является основой позиционирования, и личность влияет на восприятие. В прошлом году мы создали новый молочный бренд «ЭкоНива», носящий имя компании и с портретом Штефана Дюрра на упаковке. Это человек–легенда, немецкий фермер, в 1994–м основавший агрохолдинг «ЭкоНива» — сейчас крупнейший российский производитель молока.

Исчерпан ли потенциал использования ностальгии в брендировании?
— Ретротренд меняется вместе с «взрослением» людей. Сегодня в дизайне используются коды, отсылающие к абстрактному прошлому: как в детстве, как раньше, как тогда, как в прошлом веке. Важно поймать эмоцию — большинство забывают плохое и помнят хорошее. Поэтому вряд ли ностальгия потеряет актуальность.

Есть ли разница «брендингового поля» в России и за рубежом?
— В России рынок брендинга достаточно молодой. Мы еще помним времена, когда на полках магазинов стояли товары, а не бренды. Поэтому сравнивать зрелость брендов российских и зарубежных не всегда уместно или корректно. В России существует и создается много брендов, которые не только приносят прибыль, но и оказывают позитивное влияние на репутацию региона.

Мы в Ассоциации брендинговых компаний России верим, что за счет создания «правильных» брендов формируем настоящее и будущее общества. Визуальная среда, дизайн способны улучшать социальный климат не менее эффективно, чем экономические преобразования. Разница не в брендинговом поле разных стран, а в людях. Чем больше внимания будет уделяться профессиональной подготовке специалистов, тем грамотнее будут создаваться и управляться бренды.
Вера Красильникова,
журналист
Символ на крыше
Участники рекламного рынка стремятся сохранить свою привлекательность как канала продвижения. О том, чем традиционная реклама может ответить интернету, «ДП» рассказал первый заместитель генерального директора
ЗАО «Постер» Юрий Букчин.
Какие примеры удачных и не совсем удачных рекламных кампаний вы можете привести?
— Мы как оператор наружной рекламы не можем оценивать эффективность рекламных кампаний на наших поверхностях. Этими данными оперируют заказчики и медиаагентства. Причем такая ситуация характерна для всех отраслей рекламы.
Рекламодатели из каких отраслей являются лидерами по бюджетам на наружную рекламу? Какие петербургские бренды особенно выделяются на фоне остальных?
— Традиционно наибольшие бюджеты выделяют рекламодатели из сферы развлечений, ретейла, недвижимости и сотовой связи.

Из петербургских брендов можно выделить «МегаФон», «Ленту», «Пятерочку», PMI, ЛСР, группу «ЭТАЛОН» и «Петербургскую недвижимость».

При этом среди рекламодателей абсолютно отсутствуют крупные производственные компании вроде «Силовых машин» и Кировского завода. К слову, вывеска «Силовые машины» на крыше их здания, конечно, не реклама в прямом смысле. А даже, я бы сказал, в определенном смысле символ Петербурга, элемент исторически сложившегося облика города.

Не менее известными являются Алые паруса и Петербургский экономический форум, продвигающиеся по линии значимой городской информации. Хотя, как ни назови, все равно изображения и информация о времени и месте появляются на рекламоносителях города, то есть канал продвижения тот же. При этом эффективность для бренда оценить крайне сложно.

Юрий Букчин,
заместитель генерального директора
ЗАО «Постер»
Среди рекламодателей «наружки» абсолютно отсут­ствуют крупные производственные компании вроде «Силовых машин» и Кировского завода
Какова роль и перспективы у наружной рекламы в эпоху интернета?
— Действительно, последние 5–7 лет наружка практически не растет, в отличие от интернет–рекламы. Но при этом она и не теряет свои позиции, чего не скажешь о печатных СМИ и радио. В каждой отрасли существуют свои аудиторные показатели, измерение которых позволяет рекламодателям получать максимальное количество так называемых контактов с целевой аудиторией.

Рост интернет–рекламы можно связать с наличием у нее в текущий момент существенного плюса — в виде персонифицированности и широких возможностей таргетирования. Наружная реклама только начинает движение в этом направлении. Основным ее плюсом является невозможность ее отключения в месте вашего нахождения, в отличие от интернет–рекламы. Кстати, стоимость контакта с потенциальным потребителем в наружной рекламе подчас ниже, чем в других каналах продвижения.

Также я не могу не сказать про активное появление в Петербурге цифровых рекламоносителей (билбордов и не только), являющееся одним из мировых трендов. Цифровая наружная реклама позволяет значительно упрос­тить и ускорить процессы производства и размещения информационных материалов.
Марина ЕЛЕЦКАЯ,
журналист
С рентабельностью металлургов
Система «Медиалогия» включает свыше 50 тысяч источников, в сутки обрабатывается полмиллиона сообщений СМИ
Публичность, помимо прочего, подразумевает регулярное появление в СМИ. Прекрасно, если оно контролируемое — организованное и согласованное представителями компании или государственной институции. Однако чем больше или извест­нее объект, тем сложнее даже отследить количество появлений в сред­ствах массовой информации. И уж тем более нелегко быстро и качественно «вручную» собрать, систематизировать и, главное, интерпретировать данные, если речь идет о большом потоке сообщений и материалов изо дня в день со всей России. Так что без автоматизации процессов тут не обойтись. И уже давно «железный конь пришел на смену крестьянской лошадке».
«Медиалогия», которая выступила парт­нером «Делового Петербурга» при подготовке Рейтинга брендов, — не просто какое–то хранилище, ключ от которого отдают клиенту и отправляют его в одиночку искать нужное в его закромах. Хотя они и обширны. «Система «Медиалогия» включает более 52 тысяч источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, интернет–СМИ. База СМИ по Петербургу — больше 1300 источников», — конкретизировали в компании. В сутки автоматически обрабатывается 500 тысяч сообщений СМИ (и 100 млн сообщений соц­медиа). «Медиалогия» — это еще и возможность для анализа информации и медиа.
Весьма подробно работу «Медиалогии» изучают в различных властных институциях. Не секрет, скажем, что губернатор­ские рейтинги ожидаются в местных администрациях с душевным трепетом. От того, упал уважаемый Иван Иванович в списке губернаторов или, наоборот, поднялся, порой зависит карьера чиновников информационного блока.

Некоторое время назад не менее важным был рейтинг губернаторов–блогеров. Однако после того, как из стен всемогущей АП на места пошло указание «губернаторы чтобы без соцсетей», тема эта почти сошла на нет.
Однако сегодня политический ветер опять поменялся, и ежемесячный рейтинг «губернаторы–блогеры» вновь читается с пристальным интересом.
Примечательно, что изначально, в начале 2000–х, продукт «Медиалогии» создавался для собственного потребления. Россий­ский холдинг IBS использовал систему для своей консалтинговой практики. Но возможность быстрой обработки больших массивов данных с качественным анализом на выходе показалась перспективной идеей для развития.

Продукт оказался востребован — как коммерческими, так и государственными структурами. А сама компания стала привлекательным активом. Некоторые аналитики даже сравнивали ее рентабельность с показателями металлургов.
В начале 2019 года стало известно о том, что 63 % ООО «Медиалогия» приобрело ООО «ВТБ Капитал финанс», головная структура которого — банк ВТБ.
В «Медиалогии» с самого старта проекта собственная база дополнялась механизмом аналитической обработки источников. В арсенале компании технологии для разных групп клиентов, в том числе и для самих СМИ. Разработки велись в тесной связке с наукой, а технологии продолжительное время тестировались. Например, МедиаИндекс (показатель, позволяющий качественно анализировать эффективность PR, — рассчитывается автоматически с применением технологии лингвистического анализа) — совместно с учеными–математиками и аналитиками масс–медиа и PR.

Конечно, любым инструментом необходимо правильно пользоваться. Вскоре после начала коммерческой эксплуатации системы (в середине 2000–х) представители компании обращали внимание, что использовать «Медиалогию» исключительно в качест­ве базы данных слишком дорого.

С этим трудно не согласиться и сейчас. Микроскопом, как известно, забивать гвозди можно, но все же эффективнее его использовать по прямому назначению.
Хотя понятно, что результаты мониторинга — лишь отправная точка для работы, в том числе по коррекции продвижения бренда.
МАРИНА ЕЛЕЦКАЯ,
ЖУРНАЛИСТ
Продраться
через море слов
Бренды говорят с аудиторией через СМИ и соцсети. Но размах их присутствия не всегда коррелирует с рыночным весом.
Как известно, что не некролог — всё реклама. Конечно, можно счесть это утверждение излишне схематичным. Однако в городских журналистских кругах, например, любят вспоминать почти былинную историю об «одном из петербургских аэро­портов» — таково было жесткое требование московских редакций к местным авторам при написании текстов о воздушном транспорте. Аргументы, что в Петербурге аэропортов несколько меньше, чем в столице, не работали.
Для пиарщика главное — регулярное, желательно позитивное (на худой конец — нейтральное) и бесплатное упоминание пестуемого бренда. С другой стороны, бесплатность — нож в сердце рекламного отдела любого уважающего себя издания или телеканала. А пока те и другие ведут свою невидимую битву, стараются исследователи — предлагая механизмы для учета и интерпретации количества появления компании или персоны в СМИ.

Понятно, что эта частота не всегда коррелирует с финансовыми результатами. Однако цель нашего рейтинга — оценка брендов. И узнаваемость — один из показателей их силы и успешности. Формируется она в том числе благодаря появлению на страницах изданий, в теле– и радио­эфире, на интернет–ресурсах. Поэтому «ДП» решил пристально вглядеться в информационный фон — с помощью парт­нера рейтинга, компании «Медиалогия». Ее специалисты посчитали количество сообщений о петербургских брендах — отдельно в городской прессе и отдельно в российской (без учета петербургских СМИ), опубликованных и вышедших в эфир в 2018 году.

Лидеры по вниманию
Первый вывод. Безусловный лидер в обоих рейтингах — «ВКонтакте». В десятке самых упоминаемых в петербургских масс–медиа — «ВКонтакте», «Зенит» и СКА, а также «Газпром Арена» и «Газпром», Пулково и экономический форум, банк ВТБ, Университет и Эрмитаж. О семи из перечисленных брендах так же активно пишут, рассказывают и снимают журналисты всей остальной России.

Чаще упоминаются в российских, чем в петербургских СМИ, например, «МегаФон» и «Пятерочка». Сейчас они — федеральный оператор мобильной связи и часть федерального же мультиформатного продуктового ретейлера. А в городе их помнят с момента становления и исторически считают петербургскими. Можно даже сказать, что столь широкое отражение городских брендов в СМИ подтверждает статус Петербурга как второй столицы России.

Некоторые позиции поначалу нас удивили. Исаакиевский собор, например, оказался в петербургском рейтинге упоминаний выше Петергофа. При этом, по словам экс–директора Исаакия Николая Бурова, «его нам никогда не обойти (по посещаемости), потому что, даже имея определенную сезонность в работе, он все равно остается Петергофом». Однако, если вспомнить, что весь год продолжалась история с потенциальной передачей собора РПЦ, картина проясняется. В СМИ о соборе говорили много и часто, отсюда и результат. Хорошо или плохо это для бренда — вопрос.

В первой двадцатке по упоминаемости — Объединенная судостроительная корпорация. Тут тоже — в первую очередь политика. Перестановки на вершине петербургской власти в 2018 году дали объективный прирост упоминаемости этому месту трудоустройства теперь экс–губернатора Георгия Полтавченко. Ну а следом было принято решение о переводе головного офиса компании в Петербург — и вот результат.

Не в разговорах сила

Конечно, быть на слуху — не всегда хорошо. И не всегда отражает силу бренда. Что также подтверждается полученными замерами. Появление в СМИ — важная, но лишь одна из составляющих, влияющих на успешность бренда.

Поэтому не удивительно, например, что победитель нашего рейтинга Эрмитаж в подсчетах «Медиалогии» лишь замыкает десятку, Императорский фарфоровый завод — на 50–х местах, а Дом книги — вообще в конце первой сотни. Говорит ли это о слабости бренда? С нашей точки зрения и согласно позиции экспертов — точно нет. В главном рейтинге Императорский фарфоровый завод — на 9–м месте (сразу после «ВКонтакте», опережая Русский музей), а Дом Книги входит в третью десятку — немного уступив, к примеру, Царскому Селу, признанной туристической Мекке.
Алексей Кропотов, директор по маркетингу компании «Той–Опинион» (создана в 1994 году при участии ВЦИОМ, в активе более 5 тыс. исследований рынка по всей России), отмечает: «Эрмитаж по результатам наших исследований — это самый известный бренд как по спонтанной, так и по визуальной известности. Сила этого также и в лояльности. При введении KPI, какие бренды в наибольшей степени формируют имидж Петербурга и привлекают деньги и туристов в город, такие и получили бы самые высокие показатели».
100 успешных брендов, ассоциирующихся с Петербургом
Федеральные и городские организации — эксперты рейтинга «ДП»