Год после Синая:

что изменилось в нашей жизни
после крушения A321 в Египте
Жанна Журавлева, Андрей Дорожный | 31.10.16
Прошел год со дня самой большой авиакатастрофы в истории России: крушение самолета, летевшего из Шарм-эль-Шейха в Петербург, унесло жизни 224 человек. Авиасообщение с Египтом так и не восстановлено. В списке топ-стран по посещаемости российскими туристами этого государства больше нет. И, несмотря на это, как и прежде, каждый четвертый турист в Египте — россиянин.
История эта авиационным экспертам, политологам и прочим причастным комментаторам как будто малоинтересна — в ней, как они говорят, не осталось принципиальных вопросов. В последний день сентября 2015 года Россия начала бомбить Сирию. В последний день октября над Синаем упал российский самолет компании «Когалымавиа» (бренд Metrojet).

В тот же день, 31 октября 2015 года, террористы запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГ) заявили в Интернете через соцсети и мессенджеры о своей причастности к этому крушению. Российские власти признали это фактом через 2 недели — 17 ноября 2015 года. Спустя почти год было установлено, что террористы заложили бомбу в отсек для негабаритного багажа, так называемую bulk-камеру, где перевозят коляски и мебель. «Помог» в закладке, вероятно, сотрудник аэропорта.
С 6 ноября 2015 года прекратились полеты между Египтом и Россией, авиасообщение до сих пор не восстановлено. Доля прибытий в Египет из Восточной Европы (туда же относят РФ) — есть такой показатель, его приводит египетское Центральное агентство общественной мобилизации и статистики — в 2015 году составляла 37,7%. А в августе 2016 года Восток Европы дал Египту всего 11,6% посещений, из которых треть пришлась на Украину.

Несмотря на все это, среди египетских туристов все равно каждый четвертый — россиянин. Правда, отмечают это только с египетской стороны.
Все там
Росстат вообще не упоминает Египет в сводной таблице «Число выездных туристических поездок» (россиян) за первую половину 2016 года. В ней указаны 25 популярнейших направлений, от Абхазии до Израиля, причем последний принял за полгода 140 тыс. российских туристов. Неупомянутый же Египет в одном только июне принял почти 125 тыс. наших соотечественников. (Газета Daily News Egypt сообщает, что число россиян за июнь 2016 года снизилось по сравнению с прошлогодним июнем на 49,8%, а данные за 2015 год предоставляет ресурс Statista.)

По-хорошему в этой табличке Египет должен быть на седьмом месте, после Эстонии и перед Польшей, с 618 тыс. визитов россиян за полгода. Год назад Египет был на пятом.

Россияне как минимум последнее десятилетие были главными ценителями страны пирамид. Следом за нами — немцы. Причем даже сейчас, когда наш турпоток в Египет сократился в два с лишним раза (лишь немногим более падения всего египетского рынка), а немецкий снизился всего на 14%, россиян там больше немцев. Сравните: в августе 2015-го нас 25,3% против 11,2%, а в августе текущего года — 20,6% против 17,5%.

Россияне по-прежнему летают в Египет, только окольными путями. Ранее больше 80% наших соотечественников отдыхали там по путевкам. Тут достаточно сравнить данные Росстата с информацией Ростуризма, который считает «только организованные поездки». Путевка — это почти всегда чартер. Чартер — это дешево. Теперь стандартная стоимость перелета в Египет туда-обратно с пересадкой в Европе стоит как недельный отдых на Красном море, каким его предлагали года полтора назад.

Возобновление авиасообщения актуально, конечно, не только для российских туристов, которых потрепал экономический кризис. Ждут его российские авиакомпании: завязанные на чартерах фирмы потихоньку вымирают. Ждут турфирмы. Ждут египтяне. Этим летом 220 отелей в туристических зонах Египта были временно закрыты из-за падения спроса. Правительство страны еще в начале года пересмотрело прогноз по экономическому росту в меньшую сторону. Открытие авиасообщения с Египтом пока что ожидается в первые 3 месяца 2017 года, ранее его намечали на октябрь.
Хронология событий, связанных с крушением
2 ноября 2015 года
первые версии трагедии:
1) взрыв бомбы на борту
2) трещина в хвосту самолета
3) поломка двигателя

6 ноября 2015 года
прекращены все полеты из России в Египет до выяснения обстоятельств катастрофы.
16 ноября 2015 года
на совещании в Кремле глава ФСБ Александр Бортников заявляет, что причиной аварии стал теракт.
17 ноября 2015 года
президент РФ Владимир Путин официально заявляет: это теракт.
14 декабря 2015 года
Египет подготовил предварительный доклад по результатам расследования катастрофы: не обнаружены признаки «незаконного вмешательства или теракта».
15 декабря 2015 года
эксперты ФСБ заявляют, что установили тип взрывчатки, с помощью которой был совершен теракт, это пластид.
17 декабря 2015 года
президент РФ Владимир Путин говорит, что причины прекращения полетов не политические: «Президент Египта Абдул-Фаттах Халил Ас-Сиси проявляет удивительное мужество, личное мужество в борьбе с этой угрозой (терроризм), но это требует времени, для того чтобы купировать все эти проблемы. Как только мы отработаем механизмы, которые бы надежно обеспечили безопасность наших людей, мы все ограничения снимем».
28 января 2016 года
СМИ сообщают, что установлена личность виновника теракта. Аэропорт Шарм–эль–Шейха отрицает вину своего грузчика во взрыве.
18 февраля 2016 года
СМИ передают, что Следственный комитет России переквалифицировал уголовное дело о крушении А321 с «нарушений требований безопасности» на «теракт».
24 февраля 2016 года
президент Египта Абдул-Фаттах Халил Ас-Сиси признал случившееся терактом
16 мая 2016 года
Следственный комитет России продлил на полгода расследование по уголовному делу об авиакатастрофе Airbus А321 над Синаем.
13 сентября 2016 года
эксперты установили место закладки бомбы: в отсеке для негабаритного багажа
25 сентября 2016 года
впервые названо время, когда будет восстановлено авиасообщение, это октябрь 2016 года. Сначала ожидают рейсы из Каира, потом из Хургады и Шарм-эль-Шейха.
28 сентября 2016 года
в тестовом режиме начал работать новый аэропорт в Каире (построен для приема россиян)
6 октября 2016 года
Египет сообщает, что возобновление воздушного сообщения с Россией ожидается в течение первых 3 месяцев 2017 года.
Отчего мы не летаем в Египет
Перенесение сроков, отсутствие конкретики — благоприятная почва для размышлений о политической подоплеке ситуации. Стоит сказать, что президент РФ Владимир Путин такой ход мыслей пытался пресечь. «Те решения, которые были нами приняты по ограничению полетов нашей гражданской авиации в Египет, не связаны с недоверием к египетскому руководству, это не политическое решение, — подчеркнул Владимир Путин на большой пресс-конференции в декабре 2015 года. — Как только мы отработаем механизмы, которые бы надежно обеспечили безопасность наших людей, мы все ограничения снимем».

Те, кто был в Египте, понимают, что слово "безопасность" к этой стране трудно применимо. Практически все падения на туристическом рынке этой страны за последние 25 лет были связаны со вспышками конфликтов. Безопасность требует инвестиций. Как сообщают российские СМИ, за прошедший год аэропорты Хургады и Шарм-эль-Шейха были полностью переоснащены — там установили интроскопы (аппараты для досмотра содержания багажа), камеры видеонаблюдения, рамки металлоискателей, газоанализаторы. В аэропорту Каира построили специальный терминал для российских туристов. Обещают сделать такой и в Хургаде. Затраты на это наведение порядка уже оценивают в $50 млн, и это, очевидно, далеко не все.

Тем временем, россияне привыкают к другим направлениям: движутся вверх в рейтинге по количеству принятых российских туристов Китай, Тайланд, Испания.
Слабое место — люди
Уже год «мучают египтян», по выражению авиаэкспертов, с тем, чтобы они повысили безопасность для туристов, а наши специалисты их контролируют. Хотя основные рекомендации выполнены, сомнения в том, открывать ли путь, остаются. Самое слабое звено — контроль персонала. Здесь одними деньгами не отделаешься. Риск остается.

Давить на российские аэропорты и авиакомпании по результатам трагедии не стали. По крайней мере, громких историй не было. У нас повышать меры безопасности в аэропортах, считают эксперты, уже некуда. Первое время после катастрофы многие пеняли на то, что самолет у «Когалымавиа» был какой-то не такой: «старый» (18,5 года) и часто переходил от одной компании к другой. Потом оказалось, что выводы голословны. Вероятно, сыграл свою роль шлейф трагедии 2011 года, когда принадлежащий предприятию самолет Ту-154Б-2 сгорел на взлетно-посадочной полосе города Сургут. Вообще в истории компании «Когалымавиа», учитывая ее сравнительно небольшие масштабы деятельности, злоключений достаточно.

16 марта 2016 года Росавиация запретила перевозчику «Когалымавиа» выполнение рейсов — через день после того, как ФНС подала на него в московский арбитраж банкротный иск. К тому моменту парк компании состоял из одного самолета. Их было еще пять в декабре, когда компания прекратила полеты.

По сути, «Когалымавиа» стала жертвой изменений на рынке чартеров, вызванных крушением ее же собственного самолета. Злая ирония: на старом, необновляемом сайте «Когалымавиа» верхние новости — про столкновение самолетов во время авиашоу и про то, что некая авиакомпания выплатит компенсации за отмененные рейсы.