Карта самых необычных офисов Петербурга

Несмотря на поглощение сырьевыми госкорпорациями коммерческих площадей в Петербурге, бизнес-центру для успеха недостаточно быть просто «клеткой для офисных хомячков». Управляющие компании и девелоперы разрабатывают нестандартные концепции для своих зданий. Самые интересные «Деловой Петербург» и компания Tele2 отметили на одной карте.
Офисный рынок Петербурга переживает сегодня непростые времена. С одной стороны, благодаря переезду в город структур «Газпрома» объем вакантных площадей сократился до минимума за 5 лет, с другой — строительство новых бизнес-центров практически заморожено, а ставки в уже существующих БЦ растут слишком медленно. В этом затишье, все более напоминающем застой, выделяются нестандартные офисные проекты. Они привлекают арендаторов, кроме невысокого ценника или удобной локации, еще и предложением необычной рабочей атмосферы. Это могут быть как небольшие лофты и коворкинги, так и масштабные бизнес-парки или даже бизнес-особняки с яркими историческими интерьерами.
Функциональные бизнес-парки

Самые редкие из нестандартных офисов в Петербурге — это современные бизнес-парки, созданные по образцу офисных комплексов Европы и США. Крупнейший проект такого рода — это бизнес-квартал «Полюстровский» от УК «Теорема» на Пискаревском проспекте. Корпуса «Бенуа», «Лето», «Осень» и «Зима» соседствуют с обширным парком, там же раскинулись шатры «Упсала-цирка», а на парковке бизнес-центра можно встретить живых белок. Дружелюбная обстановка создана и внутри зданий, которые управляющая компания и арендаторы оборудовали для работы и отдыха: там можно найти и столы для настольного тенниса, и танцевальные залы, и необычные арт-инсталляции.
Бизнес-центр «Бенуа»
Иногда такие пространства создаются силами самих резидентов. Именно так сложилась судьба бизнес-центра Universe на Кадетской линии, в момент реконструкции целиком заселенного международной IT-компанией JetBrains и превращенного в один из самых дружелюбных офисов Петербурга с библиотекой, спортзалом и концертной площадкой на крыше.
Бизнес-центр "Universe"
Бывшие особняки

Противоположный, с точки зрения стилистики, пример — консервативные бизнес-особняки, переносящие современных предпринимателей на столетие назад. Масштабы петербургского исторического наследства позволяют сдавать помещения такого формата во всех ценовых сегментах. В кварталах между Витебским вокзалом и Обводным каналом спрятался бизнес-центр «Рузовская», который не может похвастаться современным ремонтом и известными брендами арендаторов. Однако каждого, кто попадет внутрь скромного с виду здания, ждет сюрприз — невероятной сохранности интерьеры в стиле модерн. Оригинальные камины, потолки и даже фрески с изображениями петербургской публики начала ХХ столетия привлекают и клиентов, и многочисленных экскурсантов.
Бизнес-центр «Рузовская»
На другом ценовом полюсе сегмента офисных особняков — «Ново-Исаакиевский» на улице Якубовича, в пяти минутах ходьбы от Сенатской площади. Реконструированное британским инвестором здание может похвастаться всеми необходимыми атрибутами современного А-класса, однако, основную ставку делает на исторический контекст. В бизнес-центре воссозданы элементы эпохи, когда особняк принадлежал немецкому братству гернгутеров, колонистов, прибывших в Россию по приглашению Екатерины II и преуспевших в предпринимательстве. В здании можно полюбоваться витражами с эмблемой прежних владельцев, подняться по роскошной парадной лестнице, а если повезет, даже арендовать под офис помещение бывшей протестантской молельни.
Бизнес-центр «Ново-Исаакиевский» на ул. Якубовича, 24
Дореволюционные заводы

Еще одно перспективное направление для развития нестандартных бизнес-пространств — лофты. Если в сегменте жилья и апартаментов этот формат в Петербурге пока пробуксовывает, то проекты реконструкции бывших производственных зданий в офисы реализуются уже несколько лет.

Бизнес-центрами становятся исторические заводы в Центральном, Невском, Василеостровском, Выборгском, Кировском и даже Фрунзенском районах. Часто подобное преобразование оказывается для собственника менее обременительным, чем попытка полного редевелопмента производственной площадки — немалое число фабрик находится под охраной КГИОП.
Бизнес-центр "Red Cadet" на ул. Красного Курсанта
Среди лучших примеров преобразования старинных заводов — «Фидель» на проспекте Обуховской Обороны (экс-ткацкий цех Александро-Невской мануфактуры), креативное пространство «Ткачи» на Обводном канале (бывшая Новая бумагопрядильная мануфактура), бизнес-центр «Обводный двор» (в прошлом — винный завод). Нередко в таких проектах бок о бок с офисными помещениями функционируют торговые галереи, фотостудии, парикмахерские и кафе. Отреставрированные краснокирпичные стены хранят дух старины, но, в то же время, позволяют подвести современные коммуникации и обустроить комфортные рабочие места.
Креативное пространство «ТКАЧИ» на наб. Обводного Канала, д. 60
Старые ленинградские предприятия

Сложнее обстоят дела с попытками приспособить под офисы предприятия советского времени. Здесь владельцам приходится порядком потрудиться, чтобы привлечь в спартанские условия заводских строений арендаторов, и поэтому в ход идут творческие концепции освоения пространства.

Хрестоматийный пример — лофт-проект «Этажи» как раз занимает комплекс Смольнинского хлебозавода, построенного в 1930-1960-х годах и работавшего на площадке на Лиговском проспекте вплоть до 2005 года. В зданиях расположились десятки закусочных и магазинов, сразу несколько арт-галерей, хостел, на крыше оборудована концертная площадка. Нашлось место и для офисов, причем, и индивидуальных, и функционирующих в формате коворкинга, то есть пространства, в котором можно арендовать не площадь, а отдельное рабочее место на удобный срок.
Лофт Проект ЭТАЖИ на Лиговском пр., 74
Схожим образом устроен и эко-лофт More Place на проспекте КИМа, 6, открытый на территории бывшего НПО «Сигнал». Здесь, в отличие от многих других лофт-проектов, арендодатели не стали ограничиваться индустриальной романтикой, а восстановили бывший заводской сад. Теперь зеленая зона сдается в аренду наряду с офисами и торговыми площадями.

Отдают должное старым ленинградским предприятиям и московские бизнесмены. В конце декабря на Красногвардейской площади открылся филиал столичного мультимедийного пространства ArtPlay, которое в своей петербургской инкарнации станет еще и офисным проектом на 50 000 квадратных метров. В зданиях бывшего ЦКБ машиностроения, кроме пространства для бизнеса, найдется место гостинице, концертным площадкам, и уже доступно для посещение выставочное пространство в бывших цехах.
— Появление нестандартных офисных проектов — естественный этап развития рынка. 10 лет назад, когда наш проект стартовал в Москве, приходившие к нам люди спрашивали: «А чего вы ремонт-то не сделали?». Сегодня сознание потребителя доходит до того, что это функционально, интересно, что в таких проектах приятно работать. Арендаторов объединяет не столько род деятельности, сколько образ жизни. Есть офис в традиционном понимании, где стыдно показаться без пиджака и галстука, где все приходят в 9 и уходят в 17. Но компании, в которых много творческого персонала, чувствуют себя неуютно в таком окружении. Это в том числе IT-компании, которым, во-первых, интересно и соседство с художниками, дизайнерами, креативщиками, а во-вторых, они сами так живут: это люди в джинсах, способные прийти на работу в любое время суток. Я думаю, доля нестандартных офисов в общем объеме площадей будет расти, Петербург город творческий. Итоговая их доля в пропорциональном отношении может оказаться даже более значительной, чем в Москве.
Сергей Десятов, генеральный директор ARTPLAY
— В Петербурге, кроме компаний из структуры ПАО «Газпром», на офисном рынке активно развивается лишь один сегмент — IT и телеком. Но у «Газпрома» и его сателлитов требования достаточно простые и функциональные, а вот технологические компании, для которых сотрудники — это главная ценность, стараются подобрать пространство, максимально удерживающее и мотивирующее персонал. И в этом смысле проекты вроде делового квартала «Полюстрово», построенного Игорем Водопьяновым, выглядят привлекательно, там уже находится и «Яндекс», и LuxSoft. Другие IT-компании с удовольствием тоже бы заняли такие бизнес-парки, но подобных проектов очень ограниченное количество, в ближайшие годы новых БЦ такого рода ждать не приходится. Что касается лофтов, то московский рынок тут ушел гораздо дальше, хотя петербургский потенциал просто колоссален. Для развития сегодня есть все предпосылки – новое строительство офисных зданий практически заблокировано низкой доходностью и высокой себестоимостью, а значит, единственным способом удовлетворить существующий спрос становится реконструкция имеющихся зданий, в том числе в формате лофт. Я бы на месте девелоперов обратил внимание именно на этот сегмент рынка.
Андрей Косарев, генеральный директор Colliers International Санкт-Петербург
— Коворкинги появляются на базе новомодных арт-пространств. Чаще всего историческое здание в плохом состоянии берется в аренду целиком, в нем «нарезаются» кабинеты и сдаются под офисы. Такие помещения пользуются спросом у небольших начинающих компаний, частных предпринимателей, чаще из сферы мелкого, почти ручного производства, сферы услуг, образования. Технические недостатки зданий компенсируются креативным оформлением и расположением в центре города. Но в целом рынку, кончено, нужнее качественные стандартные офисные здания, дефицит которых все больше ощущается.
Марина Пузанова, руководитель отдела коммерческой недвижимости Knight Frank St Petersburg

— Офисы IT-компаний выделяются нетрадиционными решениями, в том числе зонами для общения, отдыха, спортивными зонами и так далее. Необходимость реализации таких нестандартных офисов в том числе объясняется высокой конкуренцией за квалифицированную рабочую силу в IT-секторе: эти компании сегодня активно развиваются, их бизнес растет, они ищут новый персонал, и качественный, современный офис является одним из факторов привлечения и удержания кадров. Другим сегментом компаний, стремящихся создать нестандартное, современное, комфортное пространство, являются международные игроки. Представительства глобальных брендов в Санкт-Петербурге внедряют корпоративный стиль и реализуют в соответствии с ним офисное пространство, которое узнаваемо в любой стране мира и выделяется в ряду других компаний. В результате если прежде интерес арендатора к зданию определялся преимущественно локацией, то сегодня особое внимание уделяется качеству объекта и инженерных коммуникаций, возможности реализации креативных пространств на его площадях.

Регина Волошенко, руководитель отдела по работе с владельцами офисных помещений компании JLL в Санкт-Петербурге
Автор: Алексей Ларин
Материал опубликован в партнерстве с Tele2
Сделано агентством нативной рекламы «Бумага Медиа»
masha@paperpaper.ru
Made on
Tilda