Заниматься бизнесом в России…
А действительно, каково это – заниматься бизнесом в России? Кого еще спросить, как не участников церемонии «Топ-100». Уж они-то знают про бизнес все. И, как ни удивительно, общее мнение оказалось на редкость единодушным: заниматься бизнесом в России интересно и даже очень интересно. С этим согласны все. А вот дальше начинаются различные «НО», которые, правда, этот интерес не уменьшают, а скорее – подзадоривают. «Всегда очень интересно, когда не знаешь, что будет завтра», – отмечает Ирина Пономаренко. «В России заниматься бизнесом тяжело, но очень интересно, а иногда и даже очень выгодно», – подчеркивает Алексей Кузнецов. Согласны, все-таки на одном интересе бизнес не построишь. «Понятно, что трудности есть везде, но возможностей гораздо больше», – поясняет Владимир Пыстин. С ним согласен и Анатолий Карловский: «Заниматься бизнесом не всегда просто, но рынок дает много возможностей для роста, для развития новых продуктов – он очень динамичный».
При этом, по словам Владимира Абрамова, сейчас заниматься бизнесом намного легче, чем 10 лет назад. «Стало проще, не надо оглядываться, ты просто делаешь свое дело, – рассказывает он, – стало меньше налоговых проверок, отчетность все больше становится декларативной, а не напоминающей презумпцию виновности».
Почему интересно? Сергей Мохнарь сравнивает бизнес в России и за рубежом с поездкой на автомобиле. «Если едешь со скоростью 160 км/ч по идеальному автобану, то засыпаешь, – говорит он, – у нас едешь на той же скорости, но постоянно нужно быть начеку, объезжать ямки». Поэтому строителю, например, приходится одновременно быть и дипломатом, и юристом и как можно больше полагаться на свою интуицию.
Возможно, дело в том, что история современного российского бизнеса началась не так давно. «Все приходится постигать с нуля, учебников не написано, – объясняет Елена Кондратюк, – зато если прикладываешь максимум усилий, то достигаешь успеха, и это здорово». «Напишем эти учебники мы сами, в скором времени», – уверен директор автоцентра «Рольф Лахта» Владимир Устров. По его словам, высокая волатильность рынка держит всех постоянно в тонусе. Но если бы не было сложно, не нужно было бы искать пути повышения эффективности, и компании бы так не развивались.
Резюмировал все идеи о том, каково вести бизнес в России, Алексей Лебедев, который в духе Владимира Маяковского высказал такую мысль: