Прошлый год был не слишком удачным для российского судостроения. По данным «Infoline–Аналитика», число сданных заказов тоннажем более 50 т уменьшилось на 17 %, до 75 т. В денежном выражении рынок тоже упал, на 24% в гражданском сегменте и на 33% — в военном. Петербург стал одним из регионов, где просадка ощущалась более явно, хотя каждая верфь закончила год по– разному.
Разнонаправленное движение
Судя по финансовым показателям, 2017 год был сложным для Адмиралтейских верфей. Выручка сократилась почти на 40% (с 45 млрд до 27 млрд рублей), в 3 раза упала прибыль (до 2,6 млрд рублей). «В 2016 году по ряду заказов завершился монтаж дорогостоящего судового оборудования, а по другим он разворачивается только в 2018 году. Таким образом, в 2017 году затраты и выручка просели», — объясняли на предприятии. Согласно годовому отчету, на выручке негативно сказался также подешевевший доллар. Хотя, по неофициальной версии, основная причина — все–таки сокращение финансирования, а точнее, решение Минобороны растянуть сроки сдачи серии подлодок, которые строятся для Тихоокеанского флота. На Северной верфи все наоборот — выручка на 40% выросла (с 13,6 млрд до 19,1 млрд рублей). И, хотя второй год подряд предприятие заканчивает с убытком, сейчас верфь законтрактована до 2021 года. Более того, в декабре между ПАО «СЗ «Северная верфь» и ОАО «Метрострой» подписан 6–миллиардный контракт на реконструкцию стапельной площадки и эллинга. Новый комплекс позволит Северной верфи строить крупнотоннажные суда и корабли. Еще сложнее сравнивать отчетность для Балтийского завода, поскольку в 2017 году была наконец завершена реорганизация, последовавшая после процедуры банкротства. Какционерному обществу присоединено ООО «Балтийский завод — судостроение», заключено мировое соглашение с кредиторами. Из кризиса завод вышел с долгом 3,9 млрд рублей и не слишком впечатляющим портфелем заказов. Других контрактов, кроме атомных ледоколов «Арктика», «Сибирь» и «Урал», у него нет. Хотя и это результат, если вспомнить, в каком состоянии актив достался ОСК. Теперь руководство считает, сколько денег нужно потратить на модернизацию. Суммы получаются весьма внушительные, но у предприятия есть 62 га земли на Васильевском острове. «Заводу 162 года, а достаточно серьезных денег в его модернизацию с 1940–х годов не вкладывалось. Технологическое переоснащение в зависимости от задач требует от 6 млрд до 16 млрд рублей. Если сможем привлечь 16 млрд, то добьемся создания в Петербурге современного производства по строительству технически сложных кораблей и судов, не уступающего мировым лидерам по производительности», — говорил в сентябре генеральный директор БЗ Алексей Кадилов.
«Лидер» потерян
К однозначной неудаче петербургского судостроительного кластера можно отнести потерю многомиллиардного контракта на строительство ледоколов «Лидер». В начале осени 2018 года стало известно, что заказ отправился на Дальний Восток, на создаваемую в Приморье новую верфь «Звезда». По предварительным оценкам, стоимость без налогов и дополнительных расходов может составить 98,6 млрд рублей. Конечно, строить будут «всем миром», и Петербургу все равно доведется поучаствовать, но все равно неприятно. По оценкам экспертов, город потеряет до 1% промышленного производства и 0,2% ВРП. Усиливается и конкуренция со стороны областных верфей. Так, завод «Пелла» увеличил выручку в 3 раза, до 13,7 млрд рублей, Выборгский судостроительный завод — в 2,1 раза, до 11,7 млрд рублей. Причем последний смог собрать хороший портфель гражданских заказов. «В целом в госзаказе ситуация пока безрадостная, — говорит Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела ИК LMS. — Из–за недостаточности финансирования заказы на военные суда переносятся на будущие годы, а дорогостоящие ледоколы для Северного морского пути перехватили верфи на Дальнем Востоке. Реально ситуация позитивно выглядит только на Северной верфи. Там будут строить новый док, поэтому они будут основной площадкой для внедрения новых технологий в судостроении. Балтийский завод будет помогать, будет выстраиваться производственная кооперация». Утешением может служить, что в Минпромторге пообещали не только не сокращать, но, возможно, даже увеличить объемы господдержки. Об этом в августе рассказал Денис Мантуров. Сейчас для отрасли действует программа, предусматривающая выделение по 10 млрд рублей на развитие. Правда, чтобы получить от государства деньги, нужно будет соответствовать новым требованиям по локализации. Они сейчас уточняются.
На гражданские рельсы
Одна из ключевых целей, поставленных перед отраслью президентом, — довести долю гражданской и военной продукции до паритета. На Северной верфи уже сейчас 40% заказов — гражданские, но это по объемам, а не по цене. «Гражданская продукция намного дешевле военной, и мы никогда не будем иметь 40% выручки от гражданской продукции», — говорил в интервью «ДП» гендиректор ПАО «СЗ Северная верфь» Игорь Пономарев. Еще одна беда российского гражданского судостроения в том, что оно, строго говоря, не совсем российское. На оборудовании в 70%, а то и в 90% случаев стоят иностранные маркировки. По плану Минпромторга, к 2030 году уровень импортозависимости должен сократиться до 20–25%. Подвижки в этом направлении есть уже сейчас. «У нас доля российских комплектующих сейчас составляет более 50%, хотя еще в 2012 году этот показатель не превышал 20%, — рассказывает Павел Шадрин, начальник отдела закупок ПАО «Выборгский судостроительный завод». — Во–первых, российским поставщикам не хватает компетенции. Мы вынуждены обращаться к зарубежным производителям. Российские аналоги либо ненадлежащего качества, к сожалению, либо очень дорогие. Ко второму фактору я бы отнес наличие временного лага. Российским производителям необходимо время для того, чтобы подстроиться под нужды судостроительных компаний, наладить линейку производства, обучить персонал, оптимизировать цепочки поставок уже для собственных производств. В–третьих, каждое судно — это зачастую уникальный проект, требующий детальной проработки с нуля. Если бы производство однотипных судов встало на поток, то российским производителям легче было бы адаптироваться под рынок». На Северной верфи утверждают, что у отечественного производства есть пробелы в электронике, изготовлении микросхем, системах кондиционирования, оборудовании рыбообработки и энергетических установках. Но, как говорят участники рынка, с каждым годом таких пробелов становится все меньше.