О каких стресс-тестах вы говорите?
- Конкретный случай: в Государственной Думе хотят либо запретить, либо минимизировать бэк-маржу. Это очень хороший посыл, очень правильный, но сделать это сейчас — это как выбить костыль у инвалида. Потому что для поддержания рентабельности и жизнеспособности аптечной сети – они вынуждены зарабатывать и так: забирать доходность от производителя, забирать доходность от покупателя через фронт-маржу.
Поговорим о переливах? О чем идёт речь?
- Переливы – это когда мы отгружаем товар с какой-либо скидкой аптечной сетке и хотим заплатить бэк-бонус этой сетке всего один раз. Но получается не так. Получается, что эта сеть сливает товары другому дистрибьютеру, та ещё раз продаёт другой аптечной сетке, и получается, что мы платим дважды за одну и ту же упаковку товара. По сути, это ломает бизнес-модель любого производителя, потому что экономика ни одного производителя не может выдержать двойную-тройную оплату одной упаковки.
Откуда этот механизм взялся?
- Когда-то раньше Big Pharma (зарубежные компании, которые определяли политику многие годы) ставили очень жёсткие планы нашим аптечным сетям. И, чтобы получить бонус от производителя, они были вынуждены закупать товара столько, сколько прописано в договоре. Если они не могли продать это через аптечную сеть – они реализовывали это через других дистрибьютеров, просто сливая товар в рынок. Так начались переливы. Но потом наши сети увидели в этом точку заработка, и начались ещё большие переливы, чтобы зарабатывать себе какую-то дополнительную копейку. На сегодняшний день — это очень большое зло, которое тяжело контролировать. И то, что меня обижает больше всего – это когда ты приезжаешь на переговоры к твоим партнёрам-коллегам-друзьям, вы улыбаетесь, обо всём договариваетесь, ты уезжаешь и за твоей спиной начинается переливная кампания. Вот это бывает самое обидное в отношениях с нашими партнёрами.
Не секрет, что многие аптечные сети сделали сейчас упор на развитие БАДов. Почему? Потому что они маржинальны, по ним можно сделать очень хорошую рентабельность. Также не секрет, что многие сети увлеклись эксклюзивами. И, соответственно, сейчас рынок качнулся в сторону OTC*-кластера, т.к. там можно заработать дополнительную маржу. Но так будет не всегда, я думаю. Когда останется 4,5,6 аптечных сетей и у них появится сила создавать бренды – начнёт генериться линейка СТМ под каждую сеть. Уйдут эксклюзивы, останутся СТМ*. Но всё, что касается RX* – здесь, думаю, мало что поменяется. И те, кто работал с врачами – они и будут работать с врачами. Аптечные сети сделать ничего не смогут.
* СТМ — собственная торговая марка.
* OTC — препараты безрецептурного отпуска.
* RX — препараты, отпускаемые по рецепту.
Как вы считаете 5-6 аптек – это выигрышный путь?
- Это правильный путь, если этими 5-6 сетями будут владеть именно частные лица. Тогда всё будет нормально. Но если вдруг, мы увидим, что какие-то из них будут становиться государственными, тогда это уже не очень хороший путь.