Впрочем, что-то похожее происходит сейчас по всему Ямалу. Достаточно посмотреть на Салехард, разительно изменившийся к лучшему буквально за последние 5-7 лет. Серые деревянные бараки постепенно сменяются добротным современным жильем, появляются кафе, рестораны, улицы приобретают вполне европейский вид. Летом, глядя на новую застройку, утопающую в обилии зелени, даже и не представишь себе, что это – город, стоящий точнехонько на Полярном круге. От старого деревянно-барачного Салехарда вскоре останутся только старые фотографии, и это не может не радовать. Все-таки нефть и газ творят чудеса.
Сегодня на Новопортовском прииске порядка сотни скважин. Это примерно четверть от того, сколько их должно быть, чтобы добыча вышла на проектные показатели. 189 млн тонн нефти скрыто здесь под «многомерзлыми породами». Чтобы давление в геологических слоях не упало и ценное полезное ископаемое и дальше продолжало изливаться из недр «самотеком», а почва в районе добычи не проседала, попутный газ, добывающийся, простите за тавтологию, попутно с нефтью, будут закачивать обратно, вглубь земли. Обычно для этого используют воду, но это не слишком хорошо сказывается на качестве добываемой нефти. А качество на Новопортовском терять не хотят.
Добытая нефть попадает по трубопроводам на станцию подготовки. Здесь ее отделяют от неизбежных примесей – воды и газа, слегка подогревают, чтобы черное сокровище не замерзло в пути, и отправляют дальше, в неблизкий путь, еще дальше на север, в поселок Мыс Каменный. Проблема транспортировки добытой нефти решалась постепенно, еще на старте активного бурения и до начала добычи. Рассматривались самые разные варианты, но в конечном счете был построен стокилометровый путепровод, связавший между собой месторождение и пункт отгрузки. Это была задача не из простых. Обычный трубопровод в условиях Заполярья, где температура в полсотни градусов ниже нуля для зимы – обычное дело, не годится, как говорится, от слова «совсем». Нефть по нему просто не пойдет – загустеет и течь не будет. Поэтому стальная транспортная магистраль, связавшая две точки на карте Крайнего Севера, устроена таким образом, чтобы «кровь земли» путешествовала по ней подогретой. Но подогрев нефти для транспортировки – это, с одной стороны, решение серьезной проблемы, а с другой – причина для беспокойства. Представьте себе, каких бед может натворить вечно теплая труба, уложенная прямо поверх вечной мерзлоты! Поэтому трубопровод, во-первых, покрыт мощной теплоизоляцией, а во-вторых, идет исключительно по эстакадам. Тут вообще очень бережно относятся к окружающей природе, понимая, что с тундрой лучше не ссориться. Поэтому поврежденные при строительстве участки растительного покрова заново рекультивируются, над трубопроводами в местах кочевых маршрутов местного населения строятся переходы, все делается максимально аккуратно, как-то, можно сказать, «не по-нашему», с полным вниманием к деталям и без пренебрежения к мелочам. «Мы тут в гостях», – говорит Владимир Саблин, начальник промысла Новопортовского месторождения.
Проходим по территории узла дополнительных работ, мимо гигантских сепараторов, огромных баков-газгольдеров, вдоль труб, заплетенных в причудливые связки. На удивление: запаха нефти нет. Вообще. Ветер несет обычные тундровые запахи – болота, воды, травы. Кажется, там, за оградой, что-то цветет. Нет и вполне ожидаемого промышленного звукового фона. Нет, гулливеровских размеров техника работает совершенно бесшумно. Между узлами и механизмами перепархивают птицы. Заходим на участок контроля качества. Берем в руки стаканчики из кварцевого стекла с отобранной пробой очищенной и уже подогретой нефти. На вид – эспрессо. Только слегка подостывший, тепленький, 40-45 градусов. И лишь острый, даже не нефтяной, а какой-то бензиновый запах подсказывает: пить эту жидкость все-таки не стоит. Вместо этого – снова грузимся в вертолет и движемся прямо над трубопроводом к поселку Мыс Каменный.