Молодость vs опыт:
как пройти путь от бизнес-идеи
до «молодого миллионера»
Конкурс «Молодые миллионеры» — это всегда противостояние молодости и опыта. Молодые предприниматели — на сцене, опытные — в жюри. Но конкурируют они все же вне пределов конкурсной площадки, а здесь скорее делятся опытом и своим мнением о том, что нужно для развития бизнеса.
Впрочем, молодые миллионеры активно переходят в разряд опытных. Например, победивший 8 лет назад в первом конкурсе Кирилл Остапенко, владелец сети «ВелоДрайв», вручает награды победителю в одной из номинаций (без самоката дело не обошлось). Победитель прошлого года — Святослав Громов, владелец компании «Инвестиции. Девелопмент. Строительство», — в этом году стал членом жюри наравне с такими аксакалами бизнеса, как руководитель компании «Л1 — Строительная компания №1» Павел Андреев или президент «ЭГО Холдинга» Александр Кашин. Да и у некоторых финалистов конкурса бизнес уже перевалил за первый десяток лет.
Молодым предпринимателям постоянно приходится учиться. Вот и на финальном этапе конкурса они отвечали на каверзные вопросы от Высшей школы менеджмента СПбГУ, касающиеся то реальных фактов из истории экономики, то фантастических полетов на другие планеты. С чем они фантастически успешно и справились.

Чего у молодых предпринимателей не отнять, так это упорства в достижении цели. Например, победитель конкурса 2019 года Андрей Гуляев, владелец школы английского языка Don't Speak, уже был участником конкурса, но даже не попал в топ-10, хотя и получил приз в номинации «Стремительное развитие».
Единственный минус молодости — недостаток жизненного опыта. Однако он с лихвой компенсируется жизненной энергией, считает президент ГК RENTA Артем Гудченко. И самая важная помощь здесь даже не финансовая, а организационная. Ведь далеко не каждый представляет себе, что нужно, чтобы из бизнес-идеи сделать успешный бизнес.
Стартапы сегодня нужны во всех секторах бизнеса, уверен собственник ПАО «Городские инновационные технологии» Грант Агасьян, но нужно, чтобы не было перекоса в сторону IT — нужно развивать и реальный сектор экономики.
«Молодость — это всегда плюс для развития бизнеса. У молодых бизнесменов больше энергии, можно всего больше делать, успевать. А опыт придет со временем — главное, внимательно слушать и принимать правильные решения с учетом тенденций, которые складываются на рынке. Сегодня бизнес можно развивать во всех сферах — везде нужны новые идеи, можно раскручивать стартапы, тем более что у молодого поколения свой взгляд на развитие бизнеса в разных сферах. Конечно, больше молодежь стремится в сферу информационных технологий, создания мобильных приложений, а не в реальный сектор экономики, где надо работать. Мы и сами заинтересованы в расширении деятельности — нас интересуют все сферы, где есть недооцененные активы и перспективы их кратного развития. В России это почти все сферы экономики — везде есть подобные проекты, экономика очень нуждается в идеях и деньгах.

Есть интерес у молодежи и к сектору, где мы работаем. Но многие думают, что в ЖКХ можно ничего не делать, а просто получать деньги. Впрочем, такие люди есть во всех сферах. На самом деле ЖКХ — это сфера, где много приходится работать, а получить отдачу крайне сложно.

Нужно помогать молодежи, это нормальная ситуация: нужна и материальная помощь, и моральная, и опыт нужно передавать. Иногда ко мне приходят начинающие предприниматели с идеями, и я оказываю им поддержку. Но необходимо, чтобы это была не просто идея из воздуха, — нужно продумывать варианты минимизации расходов, увеличения прибыли, безопасности бизнеса. Эти моменты многие не продумывают, а считают, что заниматься бизнесом просто и легко. Важно также думать не только о деньгах, но и о том, что любой бизнес несет ответственность перед обществом. Поэтому созданный нами Фонд Гранта Агасьяна разрабатывает и ведет различные программы в социальной, гражданско-правовой и международной сферах. Среди основных направлений нашей работы в фонде — поддержка молодежи, социальная сфера, спорт, культура, здравоохранение, юридическая и гражданско-правовая поддержка населения, развитие международных связей и отношений.

Бизнес всегда должен быть ориентирован на людей, и все инвестиции тоже нужно направлять в первую очередь в обслуживание клиентов, в сервис. Тогда он будет успешным. И инновации, которыми мы в ЖКХ занимаемся уже довольно длительное время, — это часть работы, направленной на улучшение работы с клиентами. Нами доведены до промышленного производства многие технологические решения. Если говорить об IT — этим направлением мы тоже занимались как частные инвесторы и накопили определенный опыт. Мы готовы работать с IT-стартапами, но только с учетом качественной проработки проектов и исключения малоперспективных с экономической точки зрения. На сегодняшний день нам действительно интересны технологические решения, причем в самых разных сферах, включая ЖКХ. Все сферы бизнеса автоматизируются, все приходят к тому, чтобы использовать меньше человеческих ресурсов. В сфере ЖКХ это направление тоже важно развивать, хотя сейчас она не выглядит настолько продвинутой, как другие. И здесь тоже дело за молодыми и смелыми предпринимателями. Ведь самое главное в бизнесе — не бояться и всегда двигаться вперед».
Бизнес может быть успешным, когда идет в ногу с современными мировыми тенденциями и явлениями, или даже предвосхищает их, считает вице-президент региона Север аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Артем Кривцов. Успех компании определяют инновации. «Филип Моррис Интернэшнл» — стала первой табачной компанией, которая трансформирует свой бизнес в направлении инновационных бездымных продуктов с пониженным риском и ставит это в основу своей стратегии устойчивого развития.
«Бизнес явно ускоряется, и тут явная фора у молодых», — уверен директор по бизнес-продуктам «ВКонтакте» Андрей Новосельский.
А значит, как никогда актуальными становятся слова Черной Королевы из «Алисы в Зазеркалье»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».
Мы благодарим наших партнеров и спонсоров:

Группу компаний RENTA
Высшую школу менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета
Флагманский бутик Paul&Shark в галерее бутиков Grand Palace
MINI ABTOДOM
VK Business
Grekodom Development
Охранную фирму «Титан»
Компанию JAZZ EVENT RUSSIA
Кофейную компанию «Иль Мио»
Текст: Мария Мокейчева.
Фото: Валентин Беликов, Лидия Верещагина.